Действующий

Об одобрении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 года

VI. Финансовая поддержка театрального искусства

Общий объем доходов государственных и муниципальных театров в период с 2003 по 2009 год вырос с 11,8 млрд. рублей до 35,6 млрд. рублей, то есть увеличился в 3 раза, при этом бюджетное финансирование увеличилось с 7,8 млрд. рублей до 26,3 млрд. рублей (с 66,1 процента до 74 процентов общей суммы поступлений). Доходы от основных видов уставной деятельности увеличились с 3,2 млрд. рублей до 8,1 млрд. рублей, то есть более чем в 2 раза, прочие доходы увеличились с 0,8 млрд. рублей до 1,2 млрд. рублей. Однако доля собственных доходов в общей сумме финансовых поступлений снизилась с 33,9 процента до 26 процентов.

Исходя из объективности опережающего роста расходов некоммерческих театров по сравнению с их собственными доходами, существование репертуарного театра всегда находится в зависимости от государственного финансирования.

Государственная поддержка репертуарного театра должна стать одним из приоритетов государственной культурной политики.

Государственные и муниципальные театры в предстоящем 10-летии будут составлять основу российского театрального дела. До 2007 года все государственные и муниципальные театры существовали исключительно в форме бюджетных учреждений и финансировались по смете из бюджетов соответствующих уровней через казначейства. После вступления в силу Федерального закона "Об автономных учреждениях" в отношении ряда государственных и муниципальных театров было принято решение о создании автономных учреждений путем изменения типа уже существующих государственных и муниципальных учреждений. Они получают финансовое обеспечение в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем на праве оперативного управления или приобретенных за счет выделенных ему средств.

Со вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетное учреждение, как и автономное, получает финансовое обеспечение из бюджета соответствующего уровня в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, а кроме того, в виде субсидий на иные цели. Вместе с тем указанный Федеральный закон позволяет принять решение об изменении типа государственного (муниципального) бюджетного или автономного учреждения на тип "казенное учреждение", финансирование которого осуществляется на основе бюджетной сметы.

С введением указанных изменений в законодательство Российской Федерации государство снимает с себя бремя субсидиарной ответственности в отношении бюджетных и автономных учреждений, которое оно ранее несло по обязательствам бюджетного учреждения. Но это не освобождает государство от экономической ответственности за создание необходимых условий для выполнения государственным или муниципальным театром предназначенной ему миссии независимо от того, к какому типу учреждения (автономное, бюджетное или казенное) он отнесен.

Важно, чтобы такая модель финансового обеспечения учреждений не сводилась к разработке общих показателей, отражающих итоговые результаты деятельности организаций. В ряде отраслей социально-культурной сферы конструирование такого рода показателей особых трудностей не вызывает. Но в отношении театра эта задача до сегодняшнего дня не нашла решения ни в отечественной, ни в мировой экономической науке, ни в практике театрального дела каких-либо стран. Театр принадлежит к тем секторам общественной жизни, где определить реальные "результаты работы", не подменяя их утилитарными и сиюминутными выгодами, более чем сложно.

Одной из важнейших результативных характеристик деятельности российского театра является его репертуар в совокупности. Именно через совокупный репертуар реализуется роль театра в гуманизации общества и сохранении национальной самобытности российской культуры. Культурный потенциал театра оценивается через его репертуар и творческие возможности труппы, всего творческого состава. Поэтому подготовку новых постановок или предпринимаемые театром меры, направленные на повышение творческого уровня актерского состава, нельзя однозначно связывать лишь с количественно-качественными характеристиками предоставляемых культурных услуг.

Принципы государственного финансирования должны учитывать особенность творческого процесса, в котором в равной степени важны как художественный поиск, нахождение новых путей и форм развития искусства, так и приобщение к искусству непосредственных потребителей. В повседневной деятельности театров эти аспекты существуют в неразрывном единстве, они равно значимы для государства и должны быть им поддержаны.

Указанные обстоятельства необходимо учитывать при формировании государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным театрам, которое должно содержать 2 части - подготовка новых постановок (работа по созданию спектаклей) и предложение театральной услуги населению (услуга по показу спектаклей). Последнее предусматривает, в свою очередь, формирование и развитие спроса населения на театральное искусство. Подобный подход наиболее полно отражает право граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, что закреплено в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 44).

Другим фактором, требующим особого внимания, является необходимость строго индивидуального подхода при разработке государственного (муниципального) задания для конкретных театров. Это является чрезвычайно важным для сохранения художественных особенностей каждого творческого коллектива.

Учреждая театры для выполнения определенной миссии, с которой рынок справиться принципиально не способен, государство берет на себя бюджетные обязательства по финансированию их текущей деятельности и принимает ответственность за функционирование на благо общества отечественного театрального дела. Поэтому финансирование государственных театров не может быть переориентировано на отдельные проекты, имеющие определенную длительность и конкретное содержание.

Иначе обстоит дело с частными театрами, учредителем которых государство не является и потому не ставит перед ними какие-либо цели и соответственно не имеет перед ними никаких бюджетных обязательств. Социальная полезность их деятельности должна быть поддержана государством. В этом случае наиболее приемлемыми являются проектное финансирование и конкурсный порядок распределения бюджетных средств.

В предстоящем 10-летии в области государственного (муниципального) финансирования российских театров на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления необходимо:

предпринять меры, направленные на сохранение творческого потенциала и материального комплекса как российских государственных и муниципальных театров, так и частных;

разработать и утвердить нормативы затрат на содержание имущества и нормативы затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам федеральными театрами, а также подготовить и направить в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по определению указанных нормативов для региональных и муниципальных театров применительно как к бюджетным, так и автономным учреждениям. Исходить при этом из целевых ориентиров, установленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, предполагающих увеличение расходов бюджетной системы на развитие человеческого потенциала с 8,6 процента валового внутреннего продукта в 2007 году до 11-11,7 процента в 2020 году;

предусматривать в федеральных целевых программах в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации, финансирование (софинансирование) из федерального бюджета строительства новых и реконструкции (модернизации) имеющихся зданий театров, а также театральных учебных заведений, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности;

осуществлять государственную поддержку зарубежных гастролей в целях повышения конкурентоспособности российских театров в мировом театральном пространстве.