Действующий

Об одобрении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 года

IX. Негосударственный сектор в театральном деле

Наличие в стране негосударственных некоммерческих театральных организаций и общественных объединений чрезвычайно важно, поскольку они:

позволяют выявлять и оперативно решать многие жизненно важные проблемы, которые в силу тех или иных причин не может или не должно решать государство;

могут более оперативно и в более гибких формах, нежели государственные и муниципальные структуры, реагировать на появление новых, инновационных по форме или содержанию творческих инициатив;

делают людей более активными, самостоятельными и независимыми.

Развитие независимого от государства некоммерческого частного сектора в театральном деле является одним из признаков становления гражданского общества. Государственная поддержка частных театров это поддержка многообразия и эксперимента, без которого невозможно полноценное развитие искусства сцены.

Сегодня наряду с государственными и муниципальными театрами в стране успешно функционируют частные театры, рождение которых приходится на конец 80-х - начало 90-х годов. Эти коллективы вносят собственную краску, нередко талантливую и яркую, в палитру театральной жизни России. Среди частных театров есть коллективы, составляющие гордость российской сцены, пропагандирующие высокие завоевания российского сценического искусства за рубежом.

Частный театр занимает свою важную нишу в развитии отечественного театрального искусства. В рамках частного театра комфортно ощущают себя новаторские театральные группы, ведущие поиск новых художественных средств.

Вместе с тем на сегодняшний день полноценный рынок театральных услуг не сформирован, и частные театры не способны составить реальную конкуренцию государственному сектору.

Для развития частного театра необходимы адекватные формы его поддержки со стороны органов власти. Такая поддержка должна реализовываться не только в финансовой форме, но в первую очередь увеличением количества экономически доступных для частного театра свободных сценических площадок, репетиционных помещений и других составляющих театральной инфраструктуры, предоставлением льготных кредитов, развитием правовых механизмов поддержки частных театров, в частности страхования в этой сфере, оказанием помощи в подготовке кадров и др.

В условиях законодательного ограничения вмешательства государственных органов, в том числе учредителей, в творческую деятельность театров возрастает роль общественных театральных организаций. Именно театральное сообщество должно взять на себя ответственность за определение принципов и норм, необходимых для развития театрального дела в новых социально-экономических и социально-политических условиях, возвращения отечественному театру лидирующего положения в художественной жизни страны. В этом плане необходимо обеспечить становление дееспособного и авторитетного института мониторинга и независимой общественной оценки текущего состояния театрального дела в России.

Привлечение театральных экспертов и представителей общественности к решению ключевых вопросов развития театра в форме общественных, наблюдательных и попечительских советов активно используется в практике зарубежного театра.

Среди состоявшихся и имеющих свою историю театральных институтов активный участник театрального процесса - Союз театральных деятелей Российской Федерации, реализующий на основе собственной хозяйственной деятельности и различных, в первую очередь налоговых, льгот целый ряд значимых художественных инициатив, а также социальных программ в отношении творческих работников театра.

Сегодня, как никогда, актуальна задача формирования системы общественной поддержки искусства. Необходимы совместные усилия органов государственной власти, общественных организаций, выдающихся и уважаемых деятелей культуры и искусства, общественных и политических деятелей по формированию в социуме положительного мотивационного поля благотворительной деятельности.

Саморазвитие системы общественной поддержки требует значительного времени. Перспективы скорейшего создания действующей театральной инфраструктуры могут быть связаны только с участием государства.

В целях поддержки развития независимых некоммерческих театральных организаций государство предпринимает меры, направленные на развитие механизмов стимулирования благотворительной деятельности, включая вопросы совершенствования налогового регулирования. На это, в частности, направлена Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 1054-р. Реализация этого документа при поддержке органами власти всех уровней и активной инициативной работе театров в области поиска альтернативных финансовых источников для поддержки своей деятельности будет способствовать привлечению дополнительных средств в театральное дело как в частном, так и в государственном секторе. При этом, как указано в этом документе, недопустимо сокращение объемов финансирования бюджетного учреждения исходя из объемов полученных им благотворительных пожертвований.