Недействующий

Об утверждении Методологических положений по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли (утратил силу на основании приказа Росстата от 24.06.2016 N 301)

4.3. Индекс физического объема оборота оптовой торговли


Относительным показателем изменения оборота оптовой торговли в динамике является индекс физического объема. Индекс физического объема оборота характеризует совокупное изменение товарной массы в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом и показывает, как изменился оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния изменения цен.

Индекс физического объема оборота оптовой торговли (ИФО) рассчитывается по формуле:

ИФО = О \ Д х 100 \ О,

где:

ИФО - индекс физического объема оборота оптовой торговли;

О, О - оборот оптовой торговли соответственно за отчетный и базисный периоды;

Д - индекс-дефлятор оборота оптовой торговли.

Исходными данными для исчисления индекса-дефлятора служат индексы потребительских цен, индексы цен производителей на отдельные виды товаров, товарная структура оборота оптовой торговли.

Важным этапом формирования данных статистики оптовой торговли является анализ показателей, сформированных программными средствами по заданным алгоритмам. При анализе значений индекса физического объема оборота оптовой торговли за отчетный месяц в процентах к предыдущему месяцу необходимо иметь в виду, что его значительные колебания (более чем на 10% в сторону увеличения или уменьшения) должны сопровождаться подробным описанием причин, оказавших влияние на значение показателя.

Исходя из того, что оптовая торговля является промежуточным звеном товаропроводящей сети, при анализе сформированных данных по объему оборота оптовой торговли и индексов его физического объема необходимо учитывать тесную взаимосвязь оптовой торговли с производственным и потребительским секторами экономики (Схема 7). Таким образом, при снижении объемов производства и импорта товаров (продукции) уменьшается товарная масса, проходящая через оптовую торговлю, и нет оснований для роста индекса физического объема оборота оптовой торговли.

Схема 7