Как было отмечено выше, главным изменением, коснувшимся порядка налогового учета подарков, является признание утратившей силу в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона N 83-ФЗ статьи 321.1 Налогового кодекса. Это значит, что государственные учреждения всех типов с 1 января 2011 года должны вести налоговый учет по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.
В вышеназванной статье речь шла об обязанности бюджетных учреждений - налогоплательщиков вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников. При этом под иными источниками следовало понимать доходы от коммерческой деятельности и внереализационные доходы. Налоговую базу бюджетные учреждения определяли как разницу между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Признание вышеназванной статьи утратившей силу не означает, что теперь с сумм, выделенных по смете казенному учреждению, необходимо начислять и удерживать налог на прибыль. С 1 января 2011 года изменился перечень доходов, которые не учитываются при определении базы по налогу на прибыль. В частности, казенные учреждения при определении налоговой базы не должны учитывать средства, полученные ими от оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) и от исполнения государственных (муниципальных) функций, а также бюджетные ассигнования. Кроме того, в вышеназванный перечень доходов, не учитываемых при определении базы, вошли субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям. Эти изменения внесены в пункт 1 статьи 251 Налогового кодекса подпунктом 2 статьи 16 Закона N 83-ФЗ.
Произошли изменения и в перечне расходов, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли (ст.270 НК РФ). Он дополнен расходами казенных учреждений в связи с исполнением ими государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием госуслуг (выполнением работ). Стоимость безвозмездно переданного имущества (подарка) и расходов, связанных с такой передачей, в составе расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, по-прежнему не учитывается (п.16 ст.270 НК РФ). Поэтому на основании вступивших в силу с 1 января 2011 года изменений в перечне доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы при расчете налога на прибыль, стоимость выданных подарков учитывать не следует.
Ранее Минфин России утвердил инструктивное письмо от 22 апреля 2010 года N 03-03-06/2/79, разъясняющее случаи, когда возможно учесть при расчете налога на прибыль стоимость подарков. Рассмотрим эти случаи подробнее.
Организация обратилась в Минфин России с просьбой подтвердить правомерность отнесения к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли, затрат, связанных с покупкой подарков для награждения работников за трудовые успехи в случае, если это предусмотрено трудовыми договорами и локальными нормативными актами - правилами внутреннего трудового распорядка.
Таблица 1 - Порядок отражения операций по приобретению, оплате, выдаче и учету подарков для каждого типа государственных учреждений