К основным нормативно-правовым актам, регламентирующим вопросы учета подарков, выданных сотрудникам государственных учреждений, относят:
- Закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- приказ Минфина России от 6 декабря 2010 года N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н);
- приказ Минфина России от 16 декабря 2010 года N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 174н);
- приказ Минфина России от 23 декабря 2010 года N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 183н);
- ведомственные инструктивные письма;
- распорядительные акты государственных учреждений.
Немало затруднений и споров среди бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений возникало и возникает до сих пор в связи с реализацией положений указанных выше нормативно-правовых актов. Встает множество вопросов: как оформить вручение ценных подарков? Как отразить операции по их приобретению и выдаче? Какими документами оформить поощрения? Какие налоги следует удержать и при каких условиях? В этой связи в Минфин России, а также в ФНС России поступает немало запросов с просьбой разъяснить действующий порядок. С целью внесения ясности были утверждены письма Минфина России от 22 апреля 2010 года N 03-03-06/2/79, Минздравсоцразвития России от 5 марта 2010 года N 473-19 и ФНС России от 1 декабря 2010 года N ШС-37-3/16723.
Кроме того, наиболее существенным изменением, связанным с радикальным реформированием финансово-правового положения государственных учреждений, является вступление в силу с 1 января 2011 года Закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ (далее - Закон N 83-ФЗ). Перед органами исполнительной власти всех уровней, а также руководителями государственных и муниципальных учреждений в настоящее время стоит задача по планомерному переводу значительной части бюджетных учреждений со сметного финансирования на формирование государственных заданий с обеспечением финансирования за счет субсидий.
Эта реформа призвана произвести эволюционные изменения в бюджетной сфере и должна обеспечить доступность и повысить качество предоставления государственных и муниципальных услуг, создать стимулы для учреждений к эффективному использованию финансовых ресурсов и государственного имущества, обеспечению прозрачности их деятельности. Прямого указания на изменение порядка учета ценных подарков государственными учреждениями Закон N 83-ФЗ, конечно, не содержит, однако его принятие повлекло за собой отмену одних и принятие других нормативно-правовых актов, прямо регулирующих эту деятельность.
Так, например, вступление в силу положений Закона N 83-ФЗ повлекло за собой изменение порядка ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях в связи с утверждением Инструкций N 157н, 162н, 174н, 183н: теперь вместо одной инструкции для каждого типа учреждения действует свой порядок.
Кроме того, пунктом 5 статьи 16 Закона N 83-ФЗ внесены поправки в Налоговый кодекс, а именно статья 321.1 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями" утратила силу. Теперь бюджетные и казенные учреждения, которые получают доходы от приносящей доход деятельности, должны вести налоговый учет доходов и расходов в общем порядке в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса.
Кроме перечисленных выше изменений в целях реализации закона о противодействии коррупции ряд субъектов РФ и отдельных ведомств выпустил распорядительные акты, устанавливающие порядок передачи подарков, полученных лицами, замещающими государственные должности РФ, субъектов РФ, муниципальные должности, в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями в государственную (муниципальную) собственность с правом их последующего выкупа.