Действующий

О методических рекомендациях

Приложение

     
Методические рекомендации по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей



Происходящее в последнее время расширение масштабов человеческой деятельности, стремительный рост объемов информации значительно повышают требования к интеллектуальной деятельности и способностям подрастающего поколения и выдвигают число приоритетных задач современной школы развитие одаренности и творческого потенциала личности, обеспечение условий для продуктивного развития и самореализации каждого учащегося.

В России накоплен значительный опыт работы с одаренными детьми, который в ряде случаев можно назвать инновационным. В субъектах Российской Федерации осуществляются попытки создания регионального образовательного пространства, объединяющего учреждения образования, культуры, спорта, молодежной политики и других ведомств, работающие с одаренными и талантливыми детьми. В регионах создаются ресурсные центры сопровождения развития одаренных детей, накоплен уникальный опыт их научно-исследовательской и творческой деятельности. Не только в городской местности, но и в условиях села есть значительные возможности для сопровождения способных и одаренных детей, для этого используются образовательные ресурсы социума и Интернет, сетевое взаимодействие образовательных учреждений на муниципальном уровне.

Зарубежная практика демонстрирует примеры специализированной подготовки одаренных обучающихся начиная со школьного возраста (США, Израиль, Сингапур, Тайвань, Корея), на основе технологий развития интеллекта и креативности в различных образовательных учреждениях.

В настоящее время в России наилучшие возможности работы с одаренными детьми созданы в специализированных образовательных учреждениях (лицеи, гимназии, авторские школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.), которые имеют большие возможности обеспечения продуктивного личностного и познавательного развития, чем общеобразовательная школа.

Задачи, поставленные перед системой образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию 22 апреля 2010 года, предполагают развитие одаренности на основе непрерывной образовательной траектории для обучающихся в системе образовательных учреждений различных типов и видов, а также научно-исследовательских учреждений, организаций культуры.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования предусматривают, в том числе, реализацию дополнительных образовательных программ. При этом возможна реализация программ как непосредственно в общеобразовательном учреждении, так и на базе учреждений дополнительного образования детей. В обоих случаях, в целях обеспечения качества освоения образовательных программ предпочтительным является кадровое обеспечение образовательного процесса в части программ дополнительного образования за счет привлечения профессиональных педагогических работников системы дополнительного образования.

Основой системы обучения одаренных детей, которые впоследствии сформируют научно-техническую элиту России, призваны стать президентские лицеи. Такое видение президентских лицеев кореллирует с миссией федеральных университетов и национальных исследовательских университетов. Поэтому предполагается создание президентских лицеев при федеральных и (или) национальных исследовательских университетах. Это обеспечит более масштабную и раннюю (начиная с 9 класса средней школы) возможность заниматься наукой, доступность качественного профессионального образования, а значит, создаст дополнительные предпосылки для привлечения в регионы талантливых и энергичных молодых людей, социально-экономического развития территорий и повышения эффективности деятельности федеральных (национальных исследовательских) университетов. Наряду с президентскими лицеями, будет продолжено развитие школ и специализированных общеобразовательных центров различной направленности (технической, экологической, художественной и т.д.) для одаренных детей и молодежи, использующих научный и образовательный потенциал университетов и иных учреждений профессионального образования.

Кроме того, необходимо вести исследования проблем самореализации одарённых детей, разрабатывать технологии, позволяющие государству и обществу использовать их творческие возможности, уникальные результаты их деятельности в экономике, социальной и культурной жизни.

Ведущими учреждениями в работе по указанным направлениям являются координационные центры по работе с одаренными детьми в федеральных округах Российской Федерации, на которые соответствующие функции возложены приказом Минобразования России от 2 декабря 2003 года N 4439. Функции Всероссийского научно-методического учреждения по работе с одаренными детьми возложены на ФГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи". Эта модель взаимодействия Всероссийского центра и центров в федеральных округах действует на условиях социального партнерства.

Основная задача центров - координация усилий различных образовательных учреждений по созданию условий обучения и воспитания одаренных в разных областях знаний, культуры и спорта детей. Важным направлением деятельности центров является мониторинг работы с одаренными детьми внутри своего федерального округа, данные которого позволяют формировать и обновлять банки данных:

- образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми;

- значимых методик, технологий, программ, научно-методической литературы по проблеме;

- собственно банк данных об одаренных детях.

На базе центров проводится, в том числе, и повышение квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми, входящих в федеральный округ.

Каждый из этих центров непосредственно работает с определенной категорией одаренных детей, готовит детей для участия в предметных олимпиадах, конкурсах по учебно-исследовательской деятельности, конкурсах художественной направленности, спортивных соревнованиях и т.д.

Важнейшие задачи Всероссийского научно-методического центра по работе с одаренными детьми:

- усиление внимания к исследованиям и практике подготовки кадров к работе с одаренными детьми, активизация государственных учреждений в решении этой задачи;

- проведение региональных конференций как средства привлечения внимания к проблеме одаренности, повышения компетентности причастных к ней людей и стимуляции ее дальнейших исследований.

Важная функция центров - организация мониторинга работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях различных типов и видов.

Всероссийским научно-методическим центром разработаны и уже прошли апробацию в субъектах Российской Федерации примерные формы карты управленческого мониторинга (приложение N 1) и паспорта учреждения, работающего с одаренными детьми (приложение N 2), которые могут применяться и для аналогичных мониторингов в субъектах Российской Федерации.

Согласно материалам мониторинга за 2009-2019 годы, недостаточно обеспечена работа по кадровому обеспечению и, в том числе, повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми. Целесообразно шире применять, прежде всего, дистанционные формы повышения квалификации (в особенности, в части узкоспециализированных вопросов), в том числе, с участием преподавателей профильных вузов.

В свою очередь, существующая система оплаты труда педагогов в учреждениях дополнительного образования не учитывает существенные особенности деятельности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей, а именно: в соответствии с квалификационными характеристиками, педагог в системе дополнительного образования, являясь высококлассным профессионалом (техником, спортсменом, экологом, художником и т.д.), обязан отвечать и требованиям, предъявляемым к профессиональному педагогу. Эффективность деятельности педагога дополнительного образования должна подтверждаться, в том числе, и результатами олимпиад, фестивалей, конкурсов, в которых участвуют его воспитанники.

В этой связи целесообразно проработать вопрос о повышении и дифференциации оплаты труда педагогических работников учреждений дополнительного образования детей с учетом современных условий перехода на новую систему оплаты труда в образовательных учреждениях.

Другая проблема - недостаточный уровень современного материально-технического обеспечения образовательного процесса, особенно, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей технической направленности.

В целях комплексного решения данных проблем региональное образовательное пространство необходимо рассматривать как образовательную среду, представляющую собой систему сетевого взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей, способствующую полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению и самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для развития одаренных детей, имеющих особо выдающиеся достижения в разных предметных областях, сферах жизнедеятельности и экономики региона.

Особую значимость приобретают идеи интеграции образования, построения регионального образовательного пространства на основе межведомственного взаимодействия в регионе как механизма интеграции всех видов образования, учреждений разной ведомственной подчиненности (образование, культура, спорт, молодежная политика и др.), работающих с одаренными детьми. При этом эффективность процесса сопровождения одаренных детей в региональном образовательном пространстве может достигаться за счет обеспечения координации деятельности всех субъектов регионального образовательного пространства, ведущей к достижению целостности системы работы с одаренными детьми в регионе и оптимизации процесса управления ею, а также создания системы ресурсных центров как механизма соорганизации ресурсных возможностей регионального образовательного пространства, где сосредоточены основные источники и возможности по работе с одаренными детьми: кадровые, материальные, информационные, методические и др.