Действующий

Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов

VI. Период и сроки проведения выездной проверки

6.1. Проведение плановой выездной проверки

В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.

Период, за который проводится проверка, рекомендуется рассчитывать исходя из целого числа расчетных периодов. При этом выездную проверку рекомендуется назначать не ранее наступления сроков представления расчетов за последний расчетный период.

Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев.

В соответствии с частью 15 статьи 35 Закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов вправе приостановить проведение выездной проверки только по следующим основаниям:

- для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со статьей 37 Закона N 212-ФЗ;

- для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

- для перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной проверки для истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого потребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящего указанную проверку. Решение о приостановлении проведения выездной проверки выносится по форме N 10, решение о возобновлении проведения выездной проверки - по форме N 11. Формы утверждены Приказом N 957н (приложения N 16 и N 17).

В соответствии с частью 18 статьи 35 Закона N 212-ФЗ общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если выездная проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации и в течение шести месяцев орган контроля за уплатой страховых взносов не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

На период действия срока приостановления проведения выездной проверки приостанавливаются действия органа контроля за уплатой страховых взносов по истребованию документов у плательщика страховых взносов, которому в этом случае возвращаются все подлинники документов, истребованные при проведении проверки, а также приостанавливаются действия органа контроля за уплатой страховых взносов на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, связанные с указанной проверкой.

Действия руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов и порядок их оформления в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 рабочих дней со дня вручения требования о представлении документов, описаны в пунктах 4.10 и 4.11 настоящих Методических рекомендаций.

6.2. Проведение выездной проверки в связи с ликвидацией (реорганизацией) юридического лица

ПФР и его территориальные органы с 1 января 2010 года наделены контрольными функциями в части проверки правильности исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФОМС и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В части страховых взносов в ПФР - согласно части 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ, в части страховых взносов в ПФР, ФОМС и территориальные фонды ОМС - на основании части 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ.

При указании периода проверки ликвидируемых (реорганизуемых) организаций органам контроля необходимо учитывать, что, если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована или реорганизована до конца этого календарного года, расчетным периодом для нее является период со дня создания до дня завершения ликвидации или реорганизации.

Согласно статье 20 Закона N 212-ФЗ выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При этом также проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

На основании положений части 4 статьи 10 Закона N 212-ФЗ, а также пункта 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", если организация ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее будет период с 1 января этого года до дня завершения ликвидации или реорганизации (день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ).

Следовательно, в связи с тем, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды возложен на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы только с 1 января 2010 года, территориальные органы ПФР вправе осуществлять выездные проверки по вопросу правильности исчисления и уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС ликвидируемых или реорганизуемых плательщиков за период с 1 января 2010 года по момент ликвидации (реорганизации).

Выездную проверку ликвидируемого плательщика страховых взносов необходимо организовать с учетом положений статей 63 и 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) таким образом, чтобы до истечения двухмесячного срока с момента публикации информации о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (то есть до утверждения промежуточного ликвидационного баланса) плательщику страховых взносов были вручены копия решения территориального органа ПФР по результатам рассмотрения материалов выездной проверки, а также требования об уплате страховых взносов, пеней, штрафов.

В ходе выездной проверки проверяется факт представления юридическим лицом, находящимся в стадии ликвидации или реорганизации, сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае их отсутствия принимаются меры по их истребованию.

6.3. Проведение выездной проверки обособленного подразделения юридического лица, если головная организация находится в другом регионе

В рамках выездной проверки плательщика страховых взносов - организации органы контроля за уплатой страховых взносов вправе проверять деятельность обособленных подразделений.

В соответствии с частью 11 статьи 15 Закона N 212-ФЗ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье - обособленные подразделения), исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено частью 14 настоящей статьи.

При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также представление расчетов по страховым взносам по данным обособленным подразделениям осуществляются организацией по месту своего нахождения на основании части 14 статьи 35 Закона N 212-ФЗ.

Выездная проверка обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, осуществляемая в рамках выездной проверки всей организации с одновременной проверкой всех обособленных подразделений, проводится на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения плательщика страховых взносов (головной организации).

При проверке головной организации, включая ее обособленные подразделения, акт по результатам проверки составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверки обособленных подразделений.

Копии акта выездной проверки плательщика-организации направляются территориальным органам ПФР, принимавшим участие в проверке обособленных подразделений, по месту их нахождения.