Действующий

Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов

VII. Порядок проведения выездной проверки

7.1. Подготовка к проведению выездной проверки

Перед выходом на проверку должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее указанную проверку, анализирует документы о деятельности плательщика страховых взносов, имеющиеся у территориальных органов ПФР в наблюдательном деле плательщика страховых взносов, знакомится с результатами предыдущей выездной проверки, формирует по плательщику страховых взносов реестр платежей страховых взносов, запросы в иные организации о представлении дополнительной информации и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов.

7.2. Выход на выездную проверку

После ознакомления плательщика страховых взносов с решением о проведении выездной проверки должностному лицу территориального органа ПФР, проводящему указанную проверку, совместно с плательщиком страховых взносов рекомендуется:

- ознакомиться с правами и обязанностями территориального органа ПФР и его должностных лиц, проводящих выездную проверку; правами и обязанностями проверяемого лица;

- рассмотреть вопросы организационного характера (о предоставлении проверяющим помещения, об определении графика работы).

В зависимости от степени охвата проверкой документов и информации может быть проведена сплошная или выборочная проверка. При применении сплошного метода проверке подвергаются все документы и информация, относящаяся к начислению страховых взносов. При применении выборочного метода проверке подвергаются выбранные элементы одной статьи отчетности или группы однотипных операций, что позволяет сформировать выводы, касающиеся элементов всей статьи или группы операций.

Объем при проверке документов и информации, свидетельствующих о деятельности плательщика страховых взносов, определяется должностными лицами, проводящими проверку, самостоятельно исходя из объема данных, подлежащих проверке, состояния бухгалтерского учета плательщика, а также степени вероятности обнаружения нарушений исчисления страховых взносов.

Выездная проверка начинается с ознакомления с учредительными документами и с учетной политикой плательщика:

а) юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора, а также положения (статьи 49, 52 ГК РФ).

Информацию, содержащуюся в учредительных документах юридического лица, следует использовать для проверки правильности исчисления страховых взносов на ОПС и ОМС за проверяемый период.

В этих целях следует установить соответствие (несоответствие) между данными, указанными в учредительных документах, и фактическими данными, в том числе сведениями о: наименовании юридического лица, его юридическом адресе (адресе места нахождения) и фактическом адресе осуществления деятельности, Ф.И.О. учредителей, видах деятельности и пр.;

б) учетная политика организации разрабатывается в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)").

В приказах об учетной политике отражаются:

- выбранная плательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщика страховых взносов;

- принятая плательщиком совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

При проверке правильности начисления страховых взносов анализируются организационно-распорядительные документы; договоры, контракты, соглашения; регистры бухгалтерского учета; первичные учетные, расчетные и платежные документы по той или иной выплате и по организации в целом.

7.3. Получение документов, необходимых для проведения выездной проверки

Документы, представленные по требованиям, врученным плательщику страховых взносов, подлежат тщательной проверке в части:

- полноты представленного комплекта истребованных документов;

- правильности оформления первичных учетных документов, представленных для проверки;

- наличия утвержденного руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;

- правильности заполнения обязательных реквизитов в документах;

- правильности внесения исправлений;

- наличия подчисток и помарок;

- соответствия даты записи хозяйственных операций по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц в регистре бухгалтерского учета периоду, в котором данные начисления были включены в базу для начисления страховых взносов;

- правильности подсчета соответствующих итогов в документах.

7.4. Комплект документов, подлежащих истребованию у плательщика страховых взносов для проведения выездной проверки