2.1. Порядок планирования проверок
Условием эффективного проведения и результативности выездных проверок является качественное планирование и организация проведения выездных проверок на подготовительном этапе.
Целями планирования являются:
- отбор плательщиков для включения в план проведения выездных проверок по многофакторным критериям;
- обеспечение своевременности проведения плановых проверок;
- обеспечение оперативного проведения выездных проверок ликвидируемых и находящихся в стадии банкротства плательщиков страховых взносов.
Планирование выездных проверок является подготовительным этапом проведения выездных проверок и состоит в определении:
- перечня плательщиков страховых взносов, в отношении которых должны быть проведены выездные проверки в предстоящем периоде;
- сроков их проведения;
- периодов, которые должны быть охвачены проверкой;
- кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения.
Основными этапами процесса планирования являются следующие процедуры, представляющие собой:
- анализ результатов камеральных проверок расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам (наличие задолженности, система контрольных соотношений в расчетах, нарушение сроков представления расчетов, уменьшение начисления страховых взносов при постоянном количестве работающих застрахованных лиц, отражение в расчете значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, по отношению к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физических лиц, резкое изменение численности работающих в организации в течение расчетного периода);
- анализ материалов выездных проверок, проведенных ранее;
- анализ динамики поступления и задолженности страховых взносов;
- анализ иной информации, полученной из внешних источников.
Процесс планирования выездных проверок может включать отбор плательщиков страховых взносов на основе следующих критериев, в том числе показателей деятельности этих плательщиков:
1. Отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников).
2. Несвоевременное представление индивидуальных сведений.
3. Наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами.
4. Применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом.
5. Выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений).
6. Наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.
7. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности.
8. Неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
9. Периодичность проведения проверок плательщика - не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц).
10. Наличие от органов ФНС России информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.
Информация может быть также запрошена у налоговых органов в соответствии с Соглашением по информационному взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации.