Действующий

Об утверждении Методологических положений по наблюдению за ценами производителей сельскохозяйственной продукции (с изменениями на 28 декабря 2016 года)

2.1. Формирование набора товаров для наблюдения за ценами


Под набором товаров для наблюдения за ценами понимается выборочный круг производимых видов сельскохозяйственной продукции, на которые с определенной периодичностью регистрируются цены с целью исчисления средних цен и формирования индексов цен производителей по товарам, товарным группам, видам экономической деятельности.

Набор товаров для наблюдения за ценами производителей сельскохозяйственной продукции формируется на двух уровнях - федеральном и региональном.

2.1.1. Набор товаров-представителей создается на федеральном уровне и представляет собой централизованный перечень товаров и товарных групп, единый для сбора цен во всех субъектах Российской Федерации.

Товарная группа представляет собой совокупность однородных товаров-представителей. Например: пшеница, овощи бобовые сушеные (зернобобовые культуры) и т.д.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Росстата от 28 декабря 2016 года N 874. - См. предыдущую редакцию)


Под товаром-представителем для целей настоящих Методологических положений понимается товар с определенной характеристикой, объединяющий несколько его видов, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями, не влияющими на качество и основные потребительские свойства, но являющихся однородными по своему потребительскому назначению. Например: пшеница твердая, семена подсолнечника, молоко сырое крупного рогатого скота, яйца куриные в скорлупе свежие и т.д.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Росстата от 28 декабря 2016 года N 874. - См. предыдущую редакцию)

Набор товаров-представителей формируется на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2). Он включает основные товары, отобранные по принципу их репрезентативности. Критериями репрезентативности являются:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Росстата от 28 декабря 2016 года N 874. - См. предыдущую редакцию)

- удельный вес товаров в общем производстве, т.е. стоимость отобранных товаров должна составлять не менее 50% в производстве (реализации) той товарной группы или вида экономической деятельности, который они представляют;

- охват основных видов сельскохозяйственного производства - растениеводство и животноводство;

- производство отобранных для наблюдения товаров должно быть характерным для сельского хозяйства Российской Федерации и осуществляться на протяжении нескольких лет.

В перечень товаров-представителей, участвующих в наблюдении за ценами, отбирается продукция с различным циклом производства (реализации):

- постоянно производимая в течение года (в основном, это продукция животноводства);

- производимая несколько месяцев в году, но реализуемая в течение более длительного времени (например, отдельные виды зерновых и овощных культур);

- с ярко выраженной сезонностью, например, огурцы и томаты (помидоры) открытого грунта, свекла сахарная и т.д.

Сформированный таким образом набор товаров-представителей охватывает различные товарные группы сельскохозяйственной продукции, в том числе и той, производство которой в силу биологических и природно-климатических факторов не постоянно и носит сезонный характер.

Сельскохозяйственную продукцию по своему назначению можно разделить на две группы товаров:

а) продукты, предназначенные для переработки и конечного использования потребителем;

б) продукты, предназначенные для использования внутри самого сельскохозяйственного производства, например, саженцы, рассада, семена для посева, племенной скот, инкубационные яйца и т.д. (исключение составляет фуражное зерно, реализуемое перерабатывающим предприятиям).

В набор товаров-представителей для наблюдения за ценами включаются товары, относящиеся к первой группировке. Это позволяет условно рассматривать сельскохозяйственное производство как "отдельное сельскохозяйственное предприятие", осуществляющее реализацию продукции предприятиям других видов экономической деятельности, что дает возможность для проведения экономического анализа поэтапного формирования цены и сопоставления цен на различных стадиях производства и потребления.

Перечень товаров-представителей формируется в составе формы федерального статистического наблюдения N 1-СХ-цены "Сведения о ценах производителей сельскохозяйственной продукции", которая утверждается приказом Росстата.

2.1.2. Набор видов товаров строится по принципу разукрупнения набора' товаров-представителей. Он различается по субъектам Российской Федерации, так как формируется непосредственно специалистами каждого территориального органа государственной статистики совместно со специалистами сельскохозяйственных организаций для наблюдения за ценами производителей в отобранных организациях. Набор видов товаров на федеральный уровень не передается.

Вид товара - это конкретизированная минимальная единица товара, входящая в товар-представитель, обладающая определенными качественными признаками и свойствами (сорт, класс, категория, возраст и т.д.), а также другими признаками (условиями реализации). Например: яйца взрослых кур, реализованные на рынке или промышленным организациям.

Наблюдение за товарами конкретного вида с определенными специфическими особенностями сужает рамки ценовой категории, в которую он попадает и обеспечивает соблюдение принципа сопоставимости цен при сравнении их во времени. Это позволяет при расчете индивидуальных индекбов цен на отдельные виды товаров отразить только ценовое изменение и избежать искажений, вызванных различиями в качественных и других характеристиках товаров.

Сотрудники территориальных органов государственной статистики, основываясь на информации, представленной специалистами сельскохозяйственных организаций, отбирают несколько наиболее представительных видов товаров по каждому товару-представителю, различных по сортам, классам, типам покупателей, условиям реализации и т.д.

Специалисты сельскохозяйственных организаций должны представлять наиболее подробную характеристику конкретного вида товара, что позволит правильно идентифицировать его в следующем отчетном периоде и отследить чисто ценовое изменение по данному виду товара.