Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (постатейный)

Комментарий к статье 4. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в сфере теплоснабжения

1. Согласно ч.1 ст.114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет полномочия, связанные со сферой теплоснабжения:

- обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- осуществляет управление федеральной собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правовые основы полномочий Правительства РФ, в том числе по государственному регулированию отношений в сфере теплоснабжения, также закреплены в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Согласно положениям этого закона Правительство РФ:

- обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы России;

- координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий и т.д.

Положениями ч.1 комментируемой статьи конкретизированы полномочия Правительства РФ сфере теплоснабжения.

2. Первой обязанностью (п.1 ч.1 комментируемой статьи) главного органа исполнительной власти обозначена разработка государственной политики в сфере теплоснабжения, представляющей собой составную часть Энергетической стратегии России до 2030 г., которая:

- определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей;

- формирует новые ориентиры развития энергетического сектора в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития, предусмотренный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.;

- используется при разработке и корректировке программ социально-экономического развития, энергетических стратегий и программ субъектов РФ, комплексных программ по энергетическому освоению регионов, при разработке и корректировке генеральных схем развития отдельных отраслей топливно-энергетического комплекса, программ геологического изучения регионов страны, при подготовке и корректировке параметров инвестиционных программ и крупных проектов компаний энергетического сектора.

3. Вторым по значимости документом в сфере теплоснабжения после Энергетической стратегии согласно комментируемых полномочий Правительства РФ (п.2 ч.1 комментируемой статьи) законодатель определил правила организации теплоснабжения. Важность таких правил подтверждается внушительным рядом положений, которые определяют содержание правил организации теплоснабжения, в том числе:

- критерии и порядок определения единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения (см. п.28 ст.2 Закона);

- порядок определения системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов (см. п.6 ч.2 ст.5 Закона);

- порядок рассмотрения органами местного самоуправления поселений, городских округов обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения (см. п.2 ч.1 ст.6 Закона);

- особенности заключения договоров теплоснабжения лицом, владеющим на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии (см. п.3 ч.2 ст.15 Закона);

- особенности заключения договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (см. ч.3 ст.15 Закона);

- требования к обязательствам теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения и иные существенные условия договора теплоснабжения (см. пункты 6 и 7 ч.8 ст.15 Закона);

- требования к общему содержанию правил организации теплоснабжения (см. ч.10 ст.15 Закона);

- обязательный порядок заключения и исполнения договора оказания услуг по передаче тепловой энергии (см. ч.3 ст.17 Закона);

- существенные условия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии (см. п.9 ч.4 ст.17 Закона);

- условия заключения ежегодного соглашения об управлении системой теплоснабжения между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями (см. ч.5 ст.18 Закона);

- порядок ограничений подачи тепловой энергии, теплоносителя (см. ч.1 ст.22 Закона);

- особенности обеспечения беспрепятственного доступа представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства (см. ч.7 ст.22 Закона).