Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (постатейный)

Комментарий к статье 3. Общие принципы организации отношений и основы государственной политики в сфере теплоснабжения

1. В положениях комментируемой статьи законодатель установил общие (основные) принципы организации отношений в сфере теплоснабжений - принципы воздействия на определяемую сферу, которые представляются исходными, определяющими началами, правовыми трафаретами в механизме правового регулирования в области теплоснабжения. Принципы, как и методы (формы) правового регулирования своим закреплением в комментируемом Законе:

- способствуют непрерывному и последовательному развитию отечественного нормотворческого процесса, в том числе при восполнении пробелов, решении правовых казусов и толковании норм в области теплоснабжения;

- создают предпосылки взаимообусловленности комментируемого законодательства и государственной политики в сфере теплоснабжения;

- формируют методологические требования к правоприменительному процессу в судебной и административной практике;

- содействуют развитию правовых отношений в сфере теплоснабжения (отмене старых и принятию новых правил).

Первым общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения установлено обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов (п.1 ч.1 ст.3 Закона).

Таким образом, правовыми критериями надежности теплоснабжения помимо установленных в комментируемом Законе порядка создания и функционирования систем обеспечения надежности теплоснабжения (см. п.8 ч.1 ст.4 Закона), системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения (см. п.6 ч.2 ст.5 Закона), показателей безопасности системы теплоснабжения в схеме теплоснабжения (см. ч.5 ст.23 Закона) определены требования технических регламентов.

Основную работу по организации разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов осуществляет Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического регулирования и обеспечения единства измерений. В пункте 5.2.18 Положения о Министерстве промышленности и торговли РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 438), в частности обозначено, что Минпромторг России самостоятельно принимает технические регламенты в случаях, предусмотренных программой разработки технических регламентов, утвержденной Правительством РФ.

Практически весь объем деятельности Минпромторга России в области технического регулирования осуществляет Департамент государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений, который является структурным подразделением центрального аппарата Минпромторга России и функционирует во взаимодействии с другими структурными подразделениями Минпромторга России, подведомственным Министерству федеральным агентством, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно утвержденному приказом Минпромторга России от 12 августа 2008 г. N 77 Положению, Департамент государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке выполняет в том числе следующие функции:

- подготавливает предложения по внесению в Правительство РФ проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и иных документов, относящихся к сфере его деятельности;

- участвует в выработке, реализации и мониторинге государственной политики в области технического регулирования, оценки соответствия и обеспечения единства измерений;

- участвует в реализации функций федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию;

- разрабатывает и представляет министру на утверждение проекты нормативных правовых и иных актов в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.

Все технические регламенты разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном ФЗ "О техническом регулировании".

2. Вторым общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения законодатель обозначил обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований федеральных законов (п.2 ч.1 ст.3 Закона).

Основные цели и плановые мероприятия государственного регулирования во всех сферах общественных отношений отражены в нормативных актах доктринального, концептуального и программного характера, одним из которых является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р). Согласно положениям этого документа планируется реализация следующих мер:

- установление запретов на использование энергорасточительных технологий (расширение сферы регулирования законодательства о техническом регулировании требованиями энергоэффективности к удельному потреблению энергоресурсов машин и оборудования, потерям тепла в зданиях и к расходу воды в установках водоподготовки;

- демонстрация государством лидерства в достижении лучших показателей энергоэффективности в бюджетном секторе;

- введение маркировки энергопотребляющих оборудования и машин по уровню (классу) энергоэффективности, установив обязательность такой маркировки;

- стимулирование использования предприятиями всех отраслей экономики возобновляемых источников энергии, а также экологически- и энергоэффективных технологий;

- оказание поддержки развитию машиностроения по созданию образцов энергосберегающих технологий нового поколения;

- обеспечение прямой поддержки со стороны государства реализации инвестиционных проектов в энергетической сфере, предусматривающих внедрение энергосберегающих технологий нового поколения;

- развитие автоматизированных систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии розничного рынка и прочие.

С учетом важности рассматриваемого вопроса распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 2446-р утверждена государственная программа "Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 года", в ходе реализации которой планируется снизить энергоемкость внутреннего валового продукта (ВВП) на 13,5%. При этом к 2016 г. годовая экономия первичной энергии должна составить не менее 100 млн.т условного топлива, к концу 2020 г. - не менее 195 млн.т. Одним из направлений этой госпрограммы обозначена подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры", основными организационными мероприятиями которой, в частности, определены:

- создание нормативной правовой базы, регулирующей вопросы развития систем централизованного теплоснабжения городских округов и городских поселений на основе использования преимуществ когенерационных и тригенерационных теплоэнергетических установок;

- введение управления системами централизованного теплоснабжения поселений через единого теплового диспетчера;

- совершенствование тарифной политики в сфере теплоснабжения, стимулирующей экономию энергетических ресурсов, в том числе переход к расчетам потребителей тепловой энергии с теплоснабжающими организациями на основе двухставочных тарифов, стимулирование потребителей к установке приборов учета;