Недействующий

Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года (утратил силу на основании приказа Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733)

7.6. Снижение кадрового дефицита в торговле, повышение уровня профессиональной подготовки


Проблемы, связанные с дефицитом топ-менеджмента и сотрудников низкой квалификации, как правило, решаются на уровне компании, тогда как решение с дефицитом сотрудников средней квалификации в сфере торговли, требует государственного вмешательства.

Розничные компании реализуют корпоративные образовательные программы, нанимают сторонние компании для проведения корпоративных тренингов с целью повышения квалификации управленческого персонала, привлекают компании, специализирующиеся на наборе персонала. В крупных розничных компаниях широко распространена практика направления топ-менеджмента в российские и международные бизнес-школы по программам MBA, EMBA.

Задачи по снижению дефицита низкоквалифицированных кадров также является непосредственной задачей для малых и средних предпринимателей, и крупных сетевых компаний. Основными инструментами снижения дефицита низкоквалифицированного персонала для компаний малого, среднего бизнеса и крупных сетевых компаний, является повышение мотивации сотрудников. Введение компаниями систем повышения мотивации персонала посредством повышения заработной платы, создания благоприятных условий труда, предоставления возможности карьерного роста в компании снизит текучесть кадров и привлечет в отрасль дополнительный человеческий капитал.

Решению проблемы дефицита персонала средней квалификации помимо проведения корпоративных мероприятий, направленных на повышение мотивации сотрудников, может способствовать государственная поддержка, а именно создание государственно-частного партнерства между образовательными учреждениями и крупными розничными компаниями.

Данные мероприятия получили широкое распространение в мировой практике, в особенности в странах Европы и в США, которые стимулируют государственно-частные партнерства в сфере образования посредством предоставления налоговых льгот розничным компаниям, при этом денежные средства, потраченные на образовательную деятельность, уменьшают налогооблагаемую базу.

В отличие от европейских стран в России отсутствует практика предоставления государством налоговых льгот розничным компаниям, оказывающим поддержку образовательным учреждениям, вследствие чего в России не существует соглашений между государственными ВУЗами и розничными компаниями.

Программа сотрудничества в России между частными компаниями и образовательными учреждениями действует преимущественно в технической и нефтедобывающей сфере. Например, компании ЛУКОЙЛ, "Алкоа" (крупнейший производитель алюминиевого проката), Intel и "Северсталь - Ресурс" тесно сотрудничают с государственными техническими и нефте-химическими ВУЗами. Основными преимуществами данного государственно-частного сотрудничества являются:

- подготовка специалистов под определенные проекты;

- проведение научных исследований;

- повышение квалификации специалистов компаний.

В Российской Федерации в данный момент развитие подобного сотрудничества не получает необходимой поддержки, а в некоторых случаях сталкивается с дополнительными ограничениями. Существует проблема двойного налогообложения: средства жертвователей, поступившие в фонды и облагаемые подоходным налогом, выдаются в форме грантов ВУЗам и облагаются подоходным налогом второй раз, отсутствуют налоговые льготы для компаний, осуществляющих затраты на высшее и профессиональное образование сотрудников.

В России целый ряд ВУЗов готовит специалистов для сектора торговли. Однако по оценке представителей отрасли, эти программы зачастую оторваны от реальных потребностей бизнеса. Крупным компаниям приходится переучивать выпускников в собственных корпоративных университетах. В прочих компаниях выпускники переучиваются уже на рабочем месте. При этом крупные розничные компании выражают желание участвовать в совместных с ведущими ВУЗами программах по обучению специалистов для торговли. Для реализации таких программ государству не требуется выделять дополнительного финансирования. Тех средств, что выделяются на бюджетные места в ВУЗах по оценке экспертов из розничных компаний вполне достаточно для полноценной подготовки. Необходимо изменить не финансирование, а содержание программ обучения.

Целесообразно привлечь крупные торговые компании и профессиональные ассоциации сектора торговли к сотрудничеству с ведущими вузами для обучения студентов данным специальностям. Торговые компании и их профессиональные ассоциации могут участвовать в разработке образовательных стандартов, формировании требований к выпускникам, разработке образовательных программ, организации стажировок. Сотрудники компаний могут быть привлечены в качестве лекторов и т.д.

Необходимо также исправить положения налогового законодательства, снижающие заинтересованность компаний в поддержке образования:

- предоставить компаниям права учитывать при исчислении налога на прибыль затраты на высшее и профессиональное образование сотрудников и финансовые средства, выделяемые образовательным учреждениям;

- отменить систему двойного налогообложения, при котором средства жертвователей, поступившие в фонды и обложенные подоходным налогом, выдаются в форме грантов вузам и второй раз облагаются подоходным налогом.