До последнего времени регулирование отрасли торговли в России характеризовалось низкой степенью вмешательства со стороны государства:
в процесс взаимодействия производителей и торговых организаций;
отсутствие механизмов защиты внутреннего рынка от иностранных розничных компаний;
отсутствие ценового контроля по большинству товарных позиций;
отсутствие требований экологического контроля для торговых организаций;
слабое вмешательство со стороны ФАС России;
отсутствие внимания к вопросам подготовки кадров;
отсутствие регулирования оптовых и дистрибуционных компаний;
существенное делегирование полномочий по работе с отраслью регионам.
Такая регуляторная политика привела к ряду как положительных, так и отрицательных эффектов как для самой отрасли, так и для потребителей и государства. Так, например, отсутствие жёсткого регулирования, с одной стороны, способствовало высокой инвестиционной привлекательности и быстрым темпам развития отрасли, а с другой, привело к возникновению высоких входных барьеров на региональные рынки, выраженных в протекционистских мерах со стороны администраций регионов.
Для потребителей основным положительным фактором стало существенное увеличение количества форматов современной торговли, которые позволили снизить цены (по сравнению с традиционными форматами) и повысить качество обслуживания. Однако, с другой стороны, высокая неравномерность развития сектора привела к сильной диспропорции в обеспеченности торговыми площадями современных форматов, уровням цен между различными регионами. Хаотичная застройка муниципальных образований привела к таким проблемам, как ухудшение исторического облика городов и снижение транспортно-пропускной способности.
Действующую нормативную правовую базу, регулирующую отношения в сфере торговли, характеризуют:
недостаточная системность действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере торговли;
избыточность правового регулирования.