Недействующий

Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года (утратил силу на основании приказа Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733)

3.1. Проблемы, связанные с государственным регулированием сектора торговли


До последнего времени регулирование отрасли торговли в России характеризовалось низкой степенью вмешательства со стороны государства:

в процесс взаимодействия производителей и торговых организаций;

отсутствие механизмов защиты внутреннего рынка от иностранных розничных компаний;

отсутствие ценового контроля по большинству товарных позиций;

отсутствие требований экологического контроля для торговых организаций;

слабое вмешательство со стороны ФАС России;

отсутствие внимания к вопросам подготовки кадров;

отсутствие регулирования оптовых и дистрибуционных компаний;

существенное делегирование полномочий по работе с отраслью регионам.

Такая регуляторная политика привела к ряду как положительных, так и отрицательных эффектов как для самой отрасли, так и для потребителей и государства. Так, например, отсутствие жёсткого регулирования, с одной стороны, способствовало высокой инвестиционной привлекательности и быстрым темпам развития отрасли, а с другой, привело к возникновению высоких входных барьеров на региональные рынки, выраженных в протекционистских мерах со стороны администраций регионов.

Для потребителей основным положительным фактором стало существенное увеличение количества форматов современной торговли, которые позволили снизить цены (по сравнению с традиционными форматами) и повысить качество обслуживания. Однако, с другой стороны, высокая неравномерность развития сектора привела к сильной диспропорции в обеспеченности торговыми площадями современных форматов, уровням цен между различными регионами. Хаотичная застройка муниципальных образований привела к таким проблемам, как ухудшение исторического облика городов и снижение транспортно-пропускной способности.

Действующую нормативную правовую базу, регулирующую отношения в сфере торговли, характеризуют:

недостаточная системность действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере торговли;

избыточность правового регулирования.