Недействующий

Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года (утратил силу на основании приказа Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733)

Иностранные инвестиции


Торговая отрасль по объёму поступивших иностранных инвестиций по итогам 2010 года находится на 4 месте.

     
Рис.18. Структура иностранных инвестиций в Российской Федерации


Согласно рейтингу компании AT Kearney за 2010 год Россия входит в десятку стран с наиболее инвестиционно привлекательным сектором торговли.

Этим объясняется высокая заинтересованность международных розничных сетей в российском рынке. Часть из них, такие как продовольственные сети Ашан (Auchan), Метро (Metro), сети магазинов для дома Леруа Mерлен (Leroy Merlin), Оби (OBI), Кика (Kika), Икея (Ikea), Касторама (Castorama) и другие, уже вышли на российский рынок и планируют продолжать активное развитие.

Иностранные сети обычно более эффективны, чем местные игроки. Их приход ведет к увеличению конкуренции и распространению современных стандартов работы. Например, выручка с квадратного метра торговой площади российских гипермаркетов Лента составляет 220 тыс.руб., а гипермаркетов французской сети Ашан - 400 тыс.руб., немецких гипермаркетов Метро - 285 тыс.руб. на м.кв.

Товарная структура розничной торговли Российской Федерации


Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговле до кризиса 2008 года показывало незначительный тренд в сторону увеличения доли последних. Но кризис изменил данную тенденцию, и соотношение между данными группами товаров с 2008 года вернулось на уровень 2000-2005 годов.

В структуре оборота розничной торговли в 2010 году отмечалась тенденция экономии населения на приобретении товаров длительного пользования, в результате чего в общем объеме розничной торговли выросла доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, составив 48,7% против 46,6% в 2008 году, а доля непродовольственных товаров снизилась до 51,3% против 51,4% в 2008 году.

     
Рис.19. Структура российской торговли продовольственными и непродовольственными товарами


Одним из последствий финансового кризиса стало замедление прироста продажи непродовольственных товаров под влиянием удорожания потребительских кредитов и снижение роста оборота розничной торговли в целом.

     
Рис.20. Структура оборота розничной торговли непродовольственными товарами в Российской Федерации


В 2010 году доля продаж, приходящаяся на одежду, обувь и аксессуары составила 22%, в то время как в 2003 году на этот сектор приходилось 33% продаж. Относительно стабильной остаётся доля продаж бытовой техники и электроники (5-6% от оборота), а также бензина (8-11% от оборота), косметики и фармацевтики (10-11%).