Недействующий

Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года (утратил силу на основании приказа Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733)

Структура каналов продаж


Для российского рынка розничной торговли характерна низкая доля продаж, приходящаяся на современные каналы торговли. Недостаточный уровень развития современных каналов торговли приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, более узкому ассортименту, недостаточной прозрачности отрасли и, соответственно, низкой собираемости налогов.

Динамика роста продаж через современные форматы торговли - гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры - достаточно высока и составляет 11,9% в год.

Если рассматривать дистанционную торговлю, то рост оборота торговли через Интернет составляет около 19% в год, через вендинговые автоматы - 72% в сопоставимых ценах. Оборот через другие удалённые каналы растёт на 12% в год.

*Специальные каналы включают: торговлю через вендинговые машины, Интернет-торговлю, торговлю через каталоги, телемагазины

     
Рис.26. Структура оборота розничной торговли непродовольственными товарами в Российской Федерации


Несмотря на рост, доля продаж, проходящая через современные форматы торговли, в розничном обороте Российской Федерации мала по сравнению с развитыми странами. Например, для продуктовой розничной торговли доля продаж через современные форматы в 2008 году составила 35%. Для сравнения в Дании этот показатель составлял 83%, во Франции - 78%. Проникновение современных форматов в непродовольственной рознице в Российской Федерации также значительно отстает от развитых стран.

Кроме этого Россия также отличается недостаточным развитием дистанционной торговли. Например, доля продаж через Интернет в 2008 году в России была в 2,4 раз ниже, чем в США, где она оставила 3,3% оборота розничной торговли. Лидером в доле продаж через вендинговые автоматы является Япония, где этот показатель равен 2,9%, например, в США этот показатель равен всего 0,4%, а в России 0,07% оборота розничной торговли в 2007 году. Продажи через каталоги, телемагазины, продажи на дому составляют, как правило, лишь небольшие проценты от оборота розничной торговли. В Германии, например, на эти каналы приходится 3,6% продаж, в США 3,4%, в России - 1,3%.

     
Рис.27. Доля дистанционных продаж и продаж через вендинг в обороте розничной торговли


Слабое развитие дистанционной торговли, с одной стороны, отмечается участниками отрасли, как положительный фактор, так как подобные каналы зачастую характеризуются низкой прозрачностью операций. С другой стороны, именно дистанционная торговля является успешной альтернативой традиционным розничным точкам на удаленных и мало привлекательных для торгового бизнеса территориях. Потому недостаточное развитие дистанционной торговли является одним из факторов низкой географической доступности товаров для населения Российской Федерации. Кроме того, для дистанционной торговли нет необходимости поддерживать дорогостоящую торговую инфраструктуру, содержать персонал торгового зала, платить высокий арендные ставки.