В последние годы в Российской Федерации наблюдается рост общего количества торговых объектов как в продовольственной, так и в непродовольственной розничной торговле. Если в 2002 году их количество составляло 305 тыс.ед. и 132,5 тыс.ед., соответственно, то к 2007 году эти показатели выросли до 322 тыс.ед. и 158,5 тыс.ед., соответственно.
При этом низкая динамика роста количества торговых объектов (1,0-3,6% в год) компенсируется более активным увеличением площадей современных форматов торговли. Так, в 2002 году площади супермаркетов, гипермаркетов и дискаунтеров в Российской Федерации составляли 13 м.кв. на 1000 человек, в 2008 году обеспеченность площадями современных форматов выросла до 73 м.кв. на 1000 человек, что соответствует среднегодовому темпу роста в 33%.
Кроме того, развитие современных форматов торговли очень неоднородно по территории России. Например, на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится 46% современных торговых площадей России, на долю остальных городов-миллионников ещё 30%. Таким образом, на долю оставшихся жителей, которые составляют 75% населения страны, приходится всего 24% площадей современных торговых центров.
В то же время отдалённые и труднодоступные территории Российской Федерации зачастую характеризуются острым дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. С ростом оттока молодого населения из таких районов, они становятся всё менее привлекательными для развития торговли, что в конечном итоге приводит к закрытию существовавших там магазинов, и, как следствие, сокращению обеспеченности жителей даже товарами первой необходимости. По оценкам экспертов, доля населения в Российской Федерации, не имеющего свободного доступа к торговым точкам на территории своего поселения, составляет около 5%.