Отрасль торговли играет важную социальную и экономическую роль не только на уровне страны в целом, но и на уровне каждого региона.
Уровень развития торговли очень неоднороден по регионам Российской Федерации. Это выражается как в уровне цен, в обеспеченности населения торговыми площадями современных форматов, товарным ассортиментом, т.е. показателях, которые непосредственно относятся к отрасли торговли, так и в уровне развития транспортно-логистической инфраструктуры, наличии местных производителей и др., то есть параметров, оказывающих влияние на развитие торговли в регионе. При этом для многих регионов торговля является основой экономики. Так, для 14 регионов Российской Федерации торговля формирует более 19% ВРП, а для 13 - в занятости. Например, для Московской области доля торговли в ВРП составляет 21%, а в занятости 20%. Наряду с регионами с высоким вкладом торговли в экономику, есть регионы, в которых торговля осуществляет меньший вклад, но при этом остаётся одной из наиболее важных отраслей экономики. Например, в Чукотском автономном округе вклад торговли в ВРП всего 4,5%. Но для этого региона высокую роль играет межрегиональная торговля, поскольку большая часть продукции доставляется из других регионов.
Торговля в большей степени развивается в крупных городах, являющихся региональными центрами. Это объясняется высокой привлекательностью отрасли ввиду высокого спроса и концентрации товаропотоков в региональных центрах.
Рис.23. Доля торговли в ВРП, занятость населения в торговле и доля торговли в нефедеральных налоговых сборах по регионам страны
Для многих регионов торговля оказывает существенный вклад в муниципальные и региональные бюджеты.
Поскольку на первом этапе развития отрасли торговли в Российской Федерации, полномочия по работе с отраслью в большей степени были делегированы регионам, отличия в уровне развития торговли в регионах не в последнюю очередь определяются различной политикой региональных властей.
В некоторых регионах политика была достаточно свободной, и рынок был открыт как для федеральных, так и международных игроков. Но в некоторых регионах возникли высокие административные барьеры, препятствующие выходу на рынок новых торговых организаций. В ряде случаев это может быть оправдано, но в большинстве случаев это привело к снижению эффективности в отрасли и отставанию в развитии.
Существенное влияние на развитие торговли оказывает также уровень развития инфраструктуры: обеспеченность торговыми площадями, наличие логистических центров и складских помещений, плотность и состояние дорожного полотна.