Потребительская кооперация России - важная социальная структура, обеспечивающая сельское население товарами, закупающая излишки сельхозпродукции у владельцев подворий, развивающая производство, переработку, бытовые услуги.
Рис.22. Оборот розничной торговли организаций потребительской кооперации
Система потребительской кооперации России насчитывает более 175 лет истории, обладает огромными традициями и большим человеческим потенциалом:
в системе имеется более 50 тыс. действующих магазинов совокупной площадью 3,2 млн.кв.м;
торговля обслуживает до 60% сельского населения;
имеются свои оптово-распределительные центры практически в каждом регионе (более 100 действующих торговых баз и 3,5 тыс. складов);
имеются возможности для частичного обеспечения потребностей торговли за счет производства организаций потребительской кооперации;
магазины потребительской кооперации в сельской местности являются центрами общественной жизни для многих населенных пунктов.
Вместе с тем, имеются особенности, которые определяют специфику кооперативной торговли, в частности:
в большинстве регионов магазины либо не интегрированы вообще, либо объединены на уровне административных районов, практически отсутствуют торговые сети;
большинство магазинов имеют небольшие площади;
имеется значительное количество убыточных магазинов, в частности, расположенных в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек; указанные магазины зачастую имеют исключительно социальный характер и не являются коммерчески эффективными;
многие торговые точки находятся на значительном удалении от возможных логистических распределительных центров.