Действующий

О концепции федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011-2015 годы

XII. Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основе


Направления реализации Программы определяются ее задачами.

Предлагается 2 сценария определения сроков и этапов Программы.

Первый сценарий предполагает реализацию Программы в 2011-2015 годах в 2 этапа.

В течение I этапа (2011-2012 годы) по первому сценарию предусматривается:

формирование системы научно-информационного и методического обеспечения функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации (разработка словарей, грамматик, справочников, учебников нового поколения по русскому языку и литературе, проведение методических мероприятий для преподавателей и учителей российских школ и вузов);

создание системы обеспечения функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации (подготовка учебников и учебных пособий для российских образовательных учреждений разных видов и типов, переподготовка и повышение квалификации в сфере преподавания русского языка как неродного, проведение мероприятий этнокультурной тематики);

разработка комплекса мер, направленных на организационно-методическое обеспечение тестирования по русскому языку как иностранному граждан стран ближнего и дальнего зарубежья;

проведение исследований, касающихся отношения к русскому языку соотечественников, проживающих за рубежом, и подготовка аналитических материалов и рекомендаций по развитию культурных и профессиональных связей соотечественников, проживающих за рубежом, с Россией;

проведение исследований, касающихся тенденций развития русского языка в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, перспектив изучения и функционирования русского языка как иностранного за рубежом;

разработка и апробация национально-, социально- и профессионально ориентированных учебников и учебно-методических пособий, справочно-информационных материалов для различных форм обучения русскому языку и российской литературе в странах ближнего и дальнего зарубежья;

разработка и апробация программно-методического обеспечения системы дистанционного обучения русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы дистанционного обучения русскому языку на базе российских вузов и сетевой инфраструктуры за рубежом на базе российских центров науки и культуры.

На реализацию I этапа выполнения Программы по первому сценарию планируется затратить 863,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.

В течение II этапа (2013-2015 годы) реализации Программы по первому сценарию предусматривается:

развитие системы научно-информационного и методического обеспечения функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации (апробация и тиражирование словарей, грамматик, справочников, учебников нового поколения по русскому языку и литературе, развитие практики проведения мероприятий научно-методического характера, направленных на повышение квалификации российских специалистов-словесников, организация мероприятий, способствующих укреплению позиций русского языка как государственного языка Российской Федерации);

развитие системы обеспечения функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации (апробация, тиражирование и внедрение учебников и учебных пособий для российских образовательных учреждений разных видов и типов, проведение мероприятий по переподготовке и повышению квалификации в сфере преподавания русского языка как неродного, проведение мероприятий этнокультурной тематики);

реализация комплекса мер, направленных на организационно-методическое обеспечение тестирования по русскому языку как иностранному граждан стран ближнего и дальнего зарубежья;

методическое обеспечение преподавания русского языка и на русском языке в странах ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в среде соотечественников, проживающих за рубежом (поставка учебно-методических материалов, организация комплекса научно-методических мероприятий, тиражирование и поставка разработанных учебно-методических и справочно-информационных материалов по русскому языку, российской литературе и культуре);

проведение комплекса мероприятий, направленных на продвижение и поддержку русского языка, а также популяризацию российской науки, культуры и образования в мире;

развитие инфраструктуры и содержания системы дистанционного обучения русскому языку за рубежом через выполнение проектов культурно-просветительского, образовательного и научно-методического характера.

На реализацию II этапа реализации Программы по первому сценарию планируется затратить 1315,6 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.

Второй сценарий предполагает реализацию Программы в 3 этапа.

На I этапе реализации Программы (2011-2012 годы) по второму сценарию будут решены следующие вопросы научно-методического обеспечения функционирования русского языка как государственного и как объединяющего элемента многонационального российского общества, а также вопросы научно-информационного сопровождения создания дистанционной системы обучения русскому языку за рубежом:

проведение научно-исследовательских работ в сфере функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как средства межнационального общения народов России;

разработка и апробация грамматик, словарей, справочно-информационных ресурсов по русскому языку;

подготовка и апробация учебников нового поколения по русскому языку и литературе для российских образовательных учреждений всех уровней;

организация и проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение квалификации и переподготовку в сфере преподавания русского языка как родного и как неродного;

организация мероприятий, способствующих укреплению позиций русского языка как государственного языка Российской Федерации;

разработка и апробация программно-методического обеспечения системы дистанционного обучения русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы дистанционного обучения русскому языку на базе российских вузов.