Действующий

О концепции федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011-2015 годы

V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения


Для решения проблемы может применяться планово-нормативный метод, при котором государство планирует и устанавливает различные, в том числе отраслевые и внутриотраслевые, нормы и нормативы.

В то же время в условиях рыночной экономики, а тем более в условиях экономики инновационной, планово-нормативный метод не может рассматриваться как единственно возможный. В противном случае поддержка русского языка будет осуществляться в основном экстенсивно, утратится логика преемственности разрабатываемой Программы по отношению к Программе на 2006-2010 годы.

Одним из серьезных рисков применения планово-нормативного метода является риск неэффективного использования финансовых ресурсов, что особенно опасно в условиях роста государственных расходов на поддержку русского языка.

Принципиально отличным от указанного варианта решения проблемы является вариант, предполагающий использование программно-целевого метода.

Программно-целевой метод предполагает разработку важнейших социально-экономических и иных целевых программ. Он основан на подчинении распределения ресурсов намечаемых мероприятий на каждом уровне планирования и управления достижения определенной цели. В то же время использование этого метода при решении проблемы связано с определенными рисками.

Одним из рисков является сокращение предусмотренного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае нужно будет корректировать Программу. При этом придется пересмотреть (исходя из новых бюджетных параметров) задачи Программы с точки зрения их сокращения или снижения ожидаемых эффектов. Решение о сокращении бюджета Программы независимо от времени его принятия приведет к снижению эффективности расходов Программы.

Одним из последствий результатов структурных и содержательных изменений в Программе станут сложности в ее управлении, что негативно скажется на ее эффективности в целом.

К рискам программно-целевого метода следует также отнести управленческие риски (риски неэффективного управления Программой). Управленческие риски включают в том числе:

риск неэффективных управленческих решений в ходе выполнения Программы;

риск отсутствия необходимой координации при реализации Программы.

Неэффективное управление Программой может привести к экономическим потерям, негативным социальным последствиям, а также к невыполнению основных задач, предусмотренных Программой в среднесрочном и долгосрочном периодах.

Среди рисков использования программно-целевого метода следует отдельно рассмотреть риск, связанный с тем, что одна или несколько стратегических задач могут быть решены не полностью в связи с возможным сокращением численности лиц, заинтересованных в изучении русского языка и получении образования на русском языке.

В результате невыполнения задачи "Обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации" не будет реализована или реализована не в полной мере функция русского языка как государственного.

В случае если не будет решена задача "Создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации", русский язык может перестать быть средством общения между народами, проживающими в различных республиках на территории России. В результате этого появятся серьезные проблемы в сфере сохранения культурного и политического единства Российской Федерации.

Риск того, что не будет решена задача "Поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств", повлияет на ослабление мер по поддержке русского языка в сопредельных государствах. Это также негативно скажется на интенсивности интеграционных процессов между Россией и государствами - участниками Содружества Независимых Государств и приведет к ослаблению позиций Российской Федерации в международной политической, экономической, культурной, образовательной и духовной сферах.

В результате невыполнения задачи "Удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом" велики риски потери исторических и культурных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, и представителями русской диаспоры в зарубежных странах, что негативно отразится на политическом имидже Российской Федерации перед мировым сообществом.

Невыполнение отдельных задач Программы помимо прямых экономических потерь, связанных с неэффективным расходованием бюджетных средств, существенно снизит положительные эффекты, достигнутые за счет выполнения Программы на 2006-2010 годы.

Нерешенность хотя бы одной из задач Программы приведет к невозможности достижения ее цели. Это будет означать, что Программа не выполнена.

Для минимизации рисков необходимо наличие своевременной, адекватной и объективной информации о ходе выполнения Программы. При этом отсутствие такой информации само по себе является существенным фактором риска.

Отдельно следует остановиться на группе рисков, связанных с результатами реализации Программы. Социально-экономические эффекты ее реализации должны быть ясны и понятны. В противном случае в обществе может возникнуть безразличие, неприятие и негативное отношение как к самой Программе, так и к отдельным ее элементам.

Важнейшим фактором снижения этого риска является своевременная разъяснительная работа, информирование общества о целях, задачах и ходе реализации Программы. Кроме того, необходимо проведение социологических исследований.

Для предотвращения указанных рисков необходимо осуществлять мониторинг языковой ситуации, в ходе проведения которого планируется учитывать внешние факторы функционирования системы поддержки русского языка, своевременно проводить оценку возникших перемен и адаптировать задачи Программы к меняющимся условиям.

Для минимизации возможных отрицательных последствий реализации Программы будут предприняты в том числе следующие меры:

мониторинг хода мероприятий Программы и выполнения Программы в целом;

привлечение общественности, ученых и представителей экспертного сообщества к разработке Программы, а также к оценке результатов ее реализации;

публичность отчетов и годовых докладов о ходе реализации Программы.

При оценке указанных рисков учитываются организационные недостатки в управлении Программой, изменение принципов регулирования в сфере государственного управления и международного сотрудничества, вытекающих из документов Правительства Российской Федерации и планов его деятельности, а также возможные различия в объемах финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета.

В качестве возможных рассматриваются 3 различных варианта решения проблемы.