Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

Основные цели, задачи и направления развития


Целями развития энергетической инфраструктуры Приволжского федерального округа на период до 2020 года являются:

устранение инфраструктурных ограничений и рисков социально-экономического развития округа и гарантированное удовлетворение перспективного совокупного спроса экономики и населения округа на энергию. Расчетные данные спроса на электрическую энергию по Приволжскому федеральному округу исходят из роста потребления электрической энергии в округе к 2020 году до 222 млрд. кВт х ч, что на 17,4 процента выше уровня 2008 года;

поддержка основных конкурентных преимуществ экономики Приволжского федерального округа путем повышения эффективности использования электрической энергии и снижения к 2020 году энергоемкости валового регионального продукта округа (в постоянных ценах) на 40 процентов по сравнению с 2008 годом.

Основными задачами и направлениями развития электроэнергетической инфраструктуры Приволжского федерального округа на период до 2020 года являются развитие крупных объектов генерации, развитие маломасштабных объектов генерации, реализация проектов, связанных с повышением тепловой генерации и теплоснабжения, развитие электросетевой инфраструктуры.

Развитие крупных объектов генерации предусматривает реализацию следующих мероприятий:

строительство новых объектов генерации федерального значения (планируется строительство Нижегородской атомной электростанции с вводом к 2020 году 1150 МВт мощности);

модернизация и техническое перевооружение тепловых электростанций на газовом топливе, замена оборудования паросиловых установок на современные парогазовые технологии с достижением эффективности использования топлива (термический коэффициент полезного действия) для тепловых электростанций на газе до 60 процентов, для тепловых электростанций на твердом топливе - до 53 процентов;

модернизация и техническое перевооружение действующих гидроэлектростанций Волжско-Камского каскада с увеличением их мощности, что предполагает внедрение в Приволжском федеральном округе условий более эффективного, комплексного, социально и экологически безопасного использования уникального Волжско-Камского каскада гидроэлектростанций. Выявление нереализуемого гидропотенциала должно сопровождаться разработкой условий его использования.

Развитие маломасштабных объектов генерации с широким использованием возобновляемых источников энергии и повышением эффективности использования энергетических ресурсов предусматривает реализацию следующих мероприятий:

использование ресурсов возобновляемых источников энергии на территории округа с учетом их разнообразия и оценки технически реализуемого потенциала (в суммарном потенциале возобновляемых источников энергии на территории округа доля каждого вида составляет: солнце - 54 процента, малые гидроэлектростанции - 1 процент, ветер - 6 процентов, биомасса - 3 процента, низкопотенциальная теплота - 3 процента, георесурсы - 35 процентов);

повышение суммарной доли новых объектов, использующих разные виды возобновляемых источников энергии без учета средних и крупных гидроэлектростанций;

расширение использования местных видов топлива (торфа, древесины, отходов производства, биомассы), утилизации вторичной энергии инфраструктур городского хозяйства, других источников энергии для замещения углеводородных видов топлива на объектах генерации, для чего планируется применение современных технологий, обновление парка оборудования, освоение месторождений местных видов топлива, совершенствование транспортной и сервисной инфраструктуры.

Реализация проектов, связанных с повышением эффективности тепловой генерации и теплоснабжения в Приволжском федеральном округе, предусматривает реализацию следующих мероприятий:

сокращение потерь в тепловых сетях к 2020 году до 10,7 процента отпуска тепловой энергии в сеть и увеличение доли комбинированной выработки электроэнергии и тепла на крупных теплоэлектроцентралях;

перевод крупных и средних котельных в парогазовые, газотурбинные и газопоршневые установки.

Реализация государственной политики в части развития системы теплоснабжения в Приволжском федеральном округе будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении".

Развитие электросетевой инфраструктуры на территории Приволжского федерального округа предусматривает реализацию следующих мероприятий:

создание новых магистральных электрических сетей высокого напряжения для покрытия энергодефицита, который может возникнуть после 2015 года;

усиление межсистемного сечения Центр - Средняя Волга - Урал для обеспечения требуемой пропускной способности межсистемных связей по главным направлениям передачи электрической энергии в Единую энергетическую систему России до 2020 года;

ввод электросетевых объектов, обеспечивающих выдачу мощности новых и расширяемых электростанций, намечаемых к сооружению в округе генерирующими компаниями на период до 2020 года;

устранение "узких мест" энергетической инфраструктуры регионов Приволжского федерального округа и отдельных энергоузлов (включая Северный энергетический район, центральную и южную части Самарской области, Балаково-Саратовский район, Семеново-Борский район и др.);

снижение уровня потерь электрической энергии в электрических сетях всех классов напряжения к 2020 году до 8,3 процента;

внедрение современных информационных технологий (в том числе активно-адаптивных сетей) при создании и эксплуатации электросетевых комплексов в целях повышения надежности, снижения потерь, оптимизации графиков нагрузки, управления спросом на электрическую энергию;

снижение затрат на присоединение к сетям и повышение доступности энергоснабжения всех потребителей, включая малый и средний бизнес;

развитие инфраструктуры сельских и удаленных районов Приволжского федерального округа.

Для реализации государственной политики в сфере развития энергетической инфраструктуры на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, необходимо осуществить:

разработку среднесрочных программ развития электроэнергетики этих субъектов Российской Федерации;

системный мониторинг ситуации в региональной электроэнергетике и долгосрочное прогнозирование ее развития;