Основным направлением пространственного развития Приволжского федерального округа является локализация экономических (как производственных, так и непроизводственных) функций при создании управляющей и финансовой инфраструктуры, что повлечет за собой изменение межрегионального распределения населения. Будет увеличиваться численность населения регионов-лидеров (прежде всего за счет его концентрации в крупнейших агломерациях) при снижении численности населения территорий с отстающим уровнем социально-экономического развития.
В целях развития межрегиональных экономических связей необходимо выделение территориальных зон опережающего экономического роста с определенной отраслевой специализацией. При локализации в этих зонах общих для Приволжского федерального округа приоритетных отраслей в первую очередь учитывается ресурсная, технологическая и институциональная предрасположенность территории к качественной модернизации отраслевого экономического уклада.
Ведущая роль в изменении пространственной структуры округа отводится 6 крупнейшим урбанизированным территориям - Казанской, Нижегородской, Самарско-Тольяттинской, Пермской, Саратовской и Уфимской агломерациям, в каждой из которых проживает более 1 млн. человек. В Нижегородской, Самарско-Тольяттинской и Казанской агломерациях сложились наиболее существенные предпосылки для формирования крупнейших в России многофункциональных населенных центров с развитой экономикой. Особенностью всех крупных агломераций Приволжского федерального округа является их значительная протяженность вдоль водных артерий, что определяет специфические проблемы пространственного развития, связанные с удаленностью центра от периферийных частей региона, неэффективностью транспортной сети.
Таким образом, на территории округа формируется 6 укрупненных зон развития:
Нижегородская (с центром в г.Нижний Новгород), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с инновационными, промышленными (машиностроение, химическая, нефтехимическая, фармацевтическая промышленность, металлургия, лесопромышленный комплекс и др.) и транспортно-логистическими функциями;
Камско-Вятская (с центром в г.Перми), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с промышленными (машиностроение, химия (минеральные удобрения и органический синтез), нефтепереработка, лесопромышленный комплекс и др.) функциями;
Казанская (с центром в г.Казани), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с инновационными, промышленными (транспортное машиностроение, авиастроение, нефтепереработка и нефтехимия и др.), агропромышленными и транспортно-логистическими функциями;
Уфимская (с центром в г.Уфе), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с промышленными (нефтепереработка и нефтехимия, машиностроение и др.), агропромышленными, туристско-рекреационными функциями;
Средневолжская (с центром в г.Самаре), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с инновационными, промышленными (транспортная, авиационно-космическая, приборостроительная и другие подотрасли машиностроения, химия и нефтехимия и др.), агропромышленными, туристско-рекреационными и транспортно-логистическими функциями;
Оренбургская (с центром в г.Оренбурге), включающая в себя зоны опережающего экономического роста с промышленными (газохимия, металлургия, машиностроение), агропромышленными и транспортно-логистическими функциями.
Основной задачей крупнейших агломераций является трансформация производственных и коммуникационных узлов в крупные центры федерального масштаба с сохранением и модернизацией производственного потенциала, развитием институционально-деловых, транспортно-логистических, коммуникационных, социально-экономических и других функций.
Результатами формирования зон опережающего развития станут:
значительное увеличение темпов роста экономики Приволжского федерального округа, повышение ее конкурентоспособности на инновационной основе, включая отраслевые и межотраслевые кластерные образования;
значительное улучшение благосостояния и качества жизни населения округа в результате максимально эффективного и комплексного использования ресурсов и потенциала всех регионов;
формирование взаимоувязанного комплекса транспортно-логистической, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктур;
повышение эффективности промышленности и сельского хозяйства;
создание социальной инфраструктуры, соответствующей современным мировым стандартам.