Стратегическими приоритетами устойчивого социально-экономического развития Приволжского федерального округа являются снятие инфраструктурных ограничений и создание транспортно-логистических условий. Для этого следует обеспечить комплексное развитие опорной транспортной сети федерального значения, развитие существующих и формирование новых международных транспортных коридоров, создание современной логистической инфраструктуры.
Развитие транспортной инфраструктуры Приволжского федерального округа обеспечивается выполнением программных мероприятий по модернизации и развитию аэропортовых комплексов, транспортных узлов, участков автомобильных и железных дорог и объектов на них, а также инфраструктуры внутренних водных путей в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", а также целевыми программами субъектов Российской Федерации.
Развитие опорной транспортной сети предусматривает строительство новых и модернизацию участков действующих магистралей, согласованное развитие основных транспортных и логистических узлов. Оно позволит повысить уровень интеграции Приволжского федерального округа в единое экономическое пространство России и обеспечить подключение к глобальной транспортной системе.
Приоритет должен отдаваться комплексным, системным программам и проектам, обеспечивающим необходимую связанность всех регионов округа и использующих автомобильные и железные дороги, внутренние водные пути, авиационные маршруты, логистические системы, связь с местными и региональными элементами транзитной инфраструктуры. К таким проектам можно отнести проект "Волжский транзит" по созданию уникального транзитно-логистического комплекса для обеспечения перевозок грузов и пассажиров всеми видами транспорта.
Проект "Волжский транзит" включает в себя следующие мероприятия:
развитие особой экономической зоны портового типа на базе международного аэропорта Ульяновск-Восточный;
строительство и реконструкция на территории округа участков автомобильных дорог, включаемых в сеть дорог федерального значения, по направлению Центр - Урал;
модернизация участков железных дорог.
Согласованное развитие транспортно-логистической инфраструктуры регионального и местного значения обеспечит повышение до современного уровня доступности для населения и бизнеса качественных транспортных и логистических услуг в первую очередь в зонах опережающего развития.
Решение этих задач будет сопровождаться значительным повышением безопасности и эргономичности транспортных процессов, широким использованием инноваций, в том числе на основе развития компонентов интеллектуальных транспортных систем, развития скоростных и высокоскоростных транспортных систем, мультимодальных перевозок и логистических технологий.
Развитию опорной сети автомобильных дорог федерального значения будет способствовать реконструкция участков федеральной автомобильной дороги М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска; М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы; 1Р 228 Сызрань - Саратов - Волгоград; 1Р 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу), включая реконструкцию мостов, находящихся в ремонтонепригодном состоянии, через реки Алатырь, Эльтма, Водопрь, Сережа; 1Р 175 Йошкар-Ола - Зеленодольск до магистрали "Волга"; 1Р 242 Пермь - Екатеринбург; М-32 Самара - Большая Черниговка до границы с Республикой Казахстан (на Уральск, Актюбинск, Кзыл-Орду, Чимкент).
Основным направлением развития транспортной инфраструктуры в Приволжском федеральном округе также станет развитие автомобильных дорог, входящих в существующие международные транспортные коридоры (Центр - Урал) и строительство новых направлений международных транспортных коридоров (Европа - Западный Китай), обеспечивающих межрегиональное сообщение и позволяющих интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных областей в единую транспортную систему России.
Получат развитие 16 аэродромов аэропортовых комплексов Приволжского федерального округа в гг.Кирове, Нижний Новгород, Оренбурге, Орске, Бугуруслане, Пензе, Перми, Самаре, Саратове, Ульяновске, Уфе, Саранске, Ижевске, Нижнекамске, Казани, Красный Кут.
Важным направлением развития транспортной инфраструктуры округа может стать создание межрегиональной авиационной сети для обеспечения пассажирских и грузовых авиаперевозок как внутри округа, так и в соседние регионы. Это существенно повысит связанность субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, и обеспечит существенное повышение эффективности экономики.
На внутреннем водном транспорте для интеграции Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации в систему международных транспортных коридоров предусматривается строительство Нижегородского низконапорного гидроузла на реке Волге с мостовым переходом, реконструкция гидротехнических сооружений Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации в бассейнах рек Волги, Камы и Белой. Для широкого использования водного потенциала Приволжского федерального округа необходимо формирование современной системы судоходства на притоках реки Волги. Получат развитие портовые мощности в целях обеспечения растущего грузооборота, увеличения объемов мультимодальных перевозок при развитии международного транспортного коридора Север - Юг. Для возрождения пассажирского речного сообщения, в том числе скоростного, и развития водного туризма намечена реконструкция инфраструктуры пассажирских перевозок и сервиса.
Планируется создание межрегионального мультимодального логистического центра в районе станции Свияжск для организации обслуживания грузопотоков международных транспортных коридоров Запад - Восток, Север - Юг и перспективного коридора Европа - Западный Китай с использованием логистических технологий, отвечающих мировым стандартам.
Повышению уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений за счет улучшения их технического состояния и предотвращения ущерба от возможных аварий будут способствовать следующие мероприятия:
по Волжскому бассейну - реконструкция сооружений Самарского гидроузла, Городецкого гидроузла, Чебоксарского гидроузла, Балаковского шлюза;
реконструкция лимитирующего участка внутренних водных путей реки Волги Саралевского водного узла;
по Камскому бассейну - реконструкция сооружений Чайковского шлюза, Пермского шлюза, Нижне-Камского шлюза, Павловского шлюза.
Для развития в округе железнодорожной инфраструктуры будут построены более 550 километров дополнительных главных путей, электрифицированы участки общей протяженностью 1601 километр. Получат развитие станционное хозяйство, разъезды, а также системы автоблокировки и энергетическое хозяйство. Намечены реконструкция и строительство новых мостов через реки Волгу и Каму.
Реконструкция мостового перехода через реку Волгу на участке Ульяновск Центральный - Акбаш, моста на участке Сызрань - Безенчук, а также реконструкция моста через реку Каму в Пермском узле, строительство вторых мостовых переходов через реку Волгу на участках Ульяновск - Димитровград, Анисовка - Саратов, третьего мостового перехода на участке Кинель - Сызрань будут способствовать обеспечению безопасного и бесперебойного движения поездов с установленными скоростями.
Высокоскоростное движение будет организовано на участке Москва - Нижний Новгород, скоростное - на участках Самара - Саранск, Самара - Пенза, Самара - Саратов, Саратов - Волгоград. Будет проработан вопрос о необходимости организации скоростного движения на участке Москва - Самара. Будут построены железнодорожные обходы крупных городов и железнодорожная линия Яйва - Соликамск в целях обеспечения технологического обхода зоны интенсивной разработки Верхне-Камского месторождения калийных солей.
Строительство обхода Саратовского железнодорожного узла позволит обеспечить транспортную безопасность и устранение инфраструктурных ограничений на основных направлениях грузо- и пассажиропотоков, беспрепятственный пропуск транзитных грузопотоков, повышение транспортной и экологической безопасности в г.Саратове, сокращение транспортных издержек и времени в пути.
В целях усиления пропускной способности и выноса транзитного грузового движения из крупного железнодорожного узла г.Перми необходимо строительство обхода Пермского железнодорожного узла.
Система логистических центров будет включать интермодальные логистические комплексы по переработке, складированию, таможенной очистке грузов и контейнеров, оказывающие полный спектр транспортных и дополнительных услуг в столичных городах и промышленных центрах округа, особых экономических зонах, а также крупнейших транспортных узлах округа. Логистические центры будут созданы также во всех городах и районах компактного проживания с населением более 50 тыс. человек, что позволит обеспечить транспортными услугами современного уровня большинство предприятий малого и среднего бизнеса.
Приоритетное развитие получит транспортно-логистическая инфраструктура в зоне международных транспортных коридоров Запад - Восток, Север - Юг и Европа - Западный Китай, в первую очередь, в местах пересечения их основных маршрутов. Намеченные меры позволят снизить уровень транспортных издержек предприятий округа до уровня, характерного для предприятий развитых стран.
Развитие логистической инфраструктуры округа будет осуществляться на основе единого принципа, предусматривающего формирование системы логистических центров разного уровня и назначения, связанных системой транспортного и информационного обеспечения.