Недействующий

Об утверждении отраслевой целевой программы "Развитие племенного коневодства в Российской Федерации в 2011-2013 годах" (утратил силу на основании приказа Минсельхоза России от 09.04.2013 N 173)

1. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа


Программа направлена на расширенное и эффективное развитие племенного коневодства в целях полного обеспечения сельскохозяйственных, спортивных, досуговых организаций и физических лиц высококачественными лошадьми разных направлений хозяйственного использования на основе высокой экономической эффективности производства и конкурентоспособности племенной продукции.

Программа разработана в развитие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446.

1.1. Анализ состояния и потенциал развития коневодства в Российской Федерации.

За 1991-2009 годы общее поголовье лошадей в России уменьшилось с 2618,4 до 1375,3 тыс. голов, или на 47,5 процента. В 2006-2009 годах, впервые после семнадцатилетнего снижения поголовья, наметилась тенденция роста общей численности лошадей - на 70,9 тыс. голов (5,4%).

Изменение численности лошадей в целом по Российской Федерации и основным категориям хозяйств отражено в таблице 1.


Таблица 1. Динамика поголовья лошадей (тыс. голов на начало года)

Годы

Крупные с/х организации

Личные подсобные хозяйства населения

Крестьянские
(фермерские)
хозяйства

Всего

1991

2344,0

274,4

-

2618,4

2001

741,4

809,6

66,7

1617,7

2006

425,7

743,0

135,7

1304,4

2010

412,0 ,

762,2

201,1

1375,3

Среднегодовые уровни изменения поголовья (роста +, сокращения - )

1991-2000 годы

- 6,5

+ 28,0

-

-3,6

2001-2005 годы

- 7,1

- 1,7

+ 32,9

- 3,5

2006-2009 годы

- 2,6

+ 0,7

+ 17,3

+ 1,3


При резком снижении численности лошадей в крупных сельскохозяйственных организациях (в 5,7 раза), в личных подсобных хозяйствах населения она выросла с 274,4 до 762,2 тыс. голов (в 2,8 раза). Кроме того, устойчиво увеличивается конское поголовье в крестьянских (фермерских) хозяйствах, имеющих на начало текущего года 201,1 тыс. лошадей. Таким образом, в собственности физических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств имеется 963,3 тыс. лошадей, или 70% от общей их численности.

Изменения в размещении конского поголовья по федеральным округам характеризуются данными таблицы 2.


Таблица 2. Изменение численности лошадей по федеральным округам за 1991-2010 годы (все категории хозяйств, тыс. голов на начало года)

Федеральные

1991 год

2001 год

2006 год

2010 год

2010 год, в% к

округа

1991 год

2006 год

Центральный

325,4

205,1

117,9

86,8

26,7

73,6

Северо-Западный

62,4

40,1

24,6

20,2

31,6

82,1

Южный*

344,1

182,9

160,2*

174,5

50,7

108,9

Приволжский

644,2

416,1

319,7

304,1

47,2

95,1

Уральский

187,3

111,5

72,2

69,9

37,3

96,8

Сибирский

821,4

518,8

467,4

544,2

66,3

116,4

Дальневосточный

233,6

143,1

142,4

175,5

75,1

123,2

Всего по стране

2618,4

1617,7

1304,4

1375,3

52,5

105,4

_______________

* Включая данные по Северо-Кавказскому федеральному округу.


За 2009 год конское поголовье возросло в 39 субъектах Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что в республиках Алтай, Хакасия, Калмыкия и Карачаево-Черкессия численность лошадей на начало 2010 года превысила уровень начала 1991 года.

Удельный вес конского поголовья Сибирского и Дальневосточного федеральных округов к общему конскому поголовью страны увеличился с 35,4 до 50,6 процента. В этих регионах традиционного ведения табунного коневодства прочно утвердились позитивные тенденции развития отрасли.

Прогноз развития коневодства на обозначенную в Программе перспективу определяет в 2010-2013 годах увеличение численности лошадей в массовом коневодстве с 1331 до 1441 тыс. голов (на 8%). К 2013 году поголовье лошадей продуктивного направления увеличится с 330,4 до 482,3 тыс. голов (на 46% к уровню 2009 года), общее число спортивных и досуговых лошадей возрастет до 12 тыс. голов (на 25%). Поголовье лошадей рабоче-пользовательного направления согласно прогнозу снизится с 991 до 946 тыс. голов - на 4 процента (приложение N 1 к Программе).

В эффективном ведении коневодческой отрасли ключевая роль принадлежит племенному коневодству. Развитие коневодства по пути расширенного воспроизводства потребует дальнейшего совершенствования заводских и местных пород лошадей племенной базы.

Система племенного коневодства в Российской Федерации включает 55 племенных конных заводов, в том числе 46 по разведению лошадей заводских пород, 129 племенных репродукторов, из которых 64 занимаются воспроизводством лошадей заводских пород, и 15 генофондных хозяйств по сохранению местных пород лошадей. Кроме того, разведением племенных лошадей занимаются 867 физических лиц и индивидуальных предпринимателей. В базе данных централизованного племенного учета в коневодстве зарегистрировано около 1100 организаций, занимающихся коневодством. Вместе с тем, в системе племенного коневодства значительное количество племенных предприятий, включая конные заводы, не аттестовано и не внесено в государственный племенной регистр. Вследствие этого они не участвовали в программах субсидирования племенного животноводства на федеральном и региональном уровнях.

В племенных коневодческих хозяйствах разводятся лошади 43 пород, из них 22 заводские породы отечественной и зарубежной селекции и 21 местная порода и их внутрипородные типы.

В стране функционирует 24 заводские конюшни и 34 ипподрома.

В последние два десятилетия в функционировании племенного коневодства преобладают в основном негативные тенденции.

В период планово-директивной экономики успешность племенного коневодства базировалась на искусственном направлении хозяйствами доходов, получаемых от более эффективных отраслей растениеводства и животноводства, на ведение коневодства. Реализация племпродукции осуществлялась по фиксированным ценам через систему племобъединений путем доведения племенным конным заводам и фермам плановых заданий по реализации лошадей.

Экономические механизмы, стимулирующие улучшение качества производимой племенной продукции, действовали лишь в ограниченном числе случаев при реализации лошадей по договорной цене, что допускалось правилами закупок исключительно в отношении ценных лошадей. В этих условиях цель селекционно-племенной работы была лишена экономической мотивации, снижалась ее эффективность, и это методично уменьшало конкурентные преимущества отечественного спортивного коневодства по сравнению со странами, где давно и четко сформирована цель племенного коневодства: производство лошадей, обеспечивающих ипподромный бизнес, тотализатор, массовый и элитный конный спорт.

Именно поэтому при разрушении плановой системы племенное коневодство страны, располагающее большим селекционно-генетическим потенциалом, не адаптировалось к новой экономической ситуации в необходимые сроки.

В племенном коневодстве определяющим фактором его развития является численность и качественный состав поголовья кобыл репродуктивного возраста. Этот же показатель важен для прогнозных расчетов общего конского поголовья на перспективу.