Программа направлена на расширенное и эффективное развитие племенного коневодства в целях полного обеспечения сельскохозяйственных, спортивных, досуговых организаций и физических лиц высококачественными лошадьми разных направлений хозяйственного использования на основе высокой экономической эффективности производства и конкурентоспособности племенной продукции.
Программа разработана в развитие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446.
1.1. Анализ состояния и потенциал развития коневодства в Российской Федерации.
За 1991-2009 годы общее поголовье лошадей в России уменьшилось с 2618,4 до 1375,3 тыс. голов, или на 47,5 процента. В 2006-2009 годах, впервые после семнадцатилетнего снижения поголовья, наметилась тенденция роста общей численности лошадей - на 70,9 тыс. голов (5,4%).
Изменение численности лошадей в целом по Российской Федерации и основным категориям хозяйств отражено в таблице 1.
Таблица 1. Динамика поголовья лошадей (тыс. голов на начало года)
Годы | Крупные с/х организации | Личные подсобные хозяйства населения | Крестьянские | Всего |
1991 | 2344,0 | 274,4 | - | 2618,4 |
2001 | 741,4 | 809,6 | 66,7 | 1617,7 |
2006 | 425,7 | 743,0 | 135,7 | 1304,4 |
2010 | 412,0 , | 762,2 | 201,1 | 1375,3 |
Среднегодовые уровни изменения поголовья (роста +, сокращения - ) | ||||
1991-2000 годы | - 6,5 | + 28,0 | - | -3,6 |
2001-2005 годы | - 7,1 | - 1,7 | + 32,9 | - 3,5 |
2006-2009 годы | - 2,6 | + 0,7 | + 17,3 | + 1,3 |
При резком снижении численности лошадей в крупных сельскохозяйственных организациях (в 5,7 раза), в личных подсобных хозяйствах населения она выросла с 274,4 до 762,2 тыс. голов (в 2,8 раза). Кроме того, устойчиво увеличивается конское поголовье в крестьянских (фермерских) хозяйствах, имеющих на начало текущего года 201,1 тыс. лошадей. Таким образом, в собственности физических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств имеется 963,3 тыс. лошадей, или 70% от общей их численности.
Изменения в размещении конского поголовья по федеральным округам характеризуются данными таблицы 2.
Таблица 2. Изменение численности лошадей по федеральным округам за 1991-2010 годы (все категории хозяйств, тыс. голов на начало года)
Федеральные | 1991 год | 2001 год | 2006 год | 2010 год | 2010 год, в% к | |
округа | 1991 год | 2006 год | ||||
Центральный | 325,4 | 205,1 | 117,9 | 86,8 | 26,7 | 73,6 |
Северо-Западный | 62,4 | 40,1 | 24,6 | 20,2 | 31,6 | 82,1 |
Южный* | 344,1 | 182,9 | 160,2* | 174,5 | 50,7 | 108,9 |
Приволжский | 644,2 | 416,1 | 319,7 | 304,1 | 47,2 | 95,1 |
Уральский | 187,3 | 111,5 | 72,2 | 69,9 | 37,3 | 96,8 |
Сибирский | 821,4 | 518,8 | 467,4 | 544,2 | 66,3 | 116,4 |
Дальневосточный | 233,6 | 143,1 | 142,4 | 175,5 | 75,1 | 123,2 |
Всего по стране | 2618,4 | 1617,7 | 1304,4 | 1375,3 | 52,5 | 105,4 |
_______________
* Включая данные по Северо-Кавказскому федеральному округу.
За 2009 год конское поголовье возросло в 39 субъектах Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что в республиках Алтай, Хакасия, Калмыкия и Карачаево-Черкессия численность лошадей на начало 2010 года превысила уровень начала 1991 года.
Удельный вес конского поголовья Сибирского и Дальневосточного федеральных округов к общему конскому поголовью страны увеличился с 35,4 до 50,6 процента. В этих регионах традиционного ведения табунного коневодства прочно утвердились позитивные тенденции развития отрасли.
Прогноз развития коневодства на обозначенную в Программе перспективу определяет в 2010-2013 годах увеличение численности лошадей в массовом коневодстве с 1331 до 1441 тыс. голов (на 8%). К 2013 году поголовье лошадей продуктивного направления увеличится с 330,4 до 482,3 тыс. голов (на 46% к уровню 2009 года), общее число спортивных и досуговых лошадей возрастет до 12 тыс. голов (на 25%). Поголовье лошадей рабоче-пользовательного направления согласно прогнозу снизится с 991 до 946 тыс. голов - на 4 процента (приложение N 1 к Программе).
В эффективном ведении коневодческой отрасли ключевая роль принадлежит племенному коневодству. Развитие коневодства по пути расширенного воспроизводства потребует дальнейшего совершенствования заводских и местных пород лошадей племенной базы.
Система племенного коневодства в Российской Федерации включает 55 племенных конных заводов, в том числе 46 по разведению лошадей заводских пород, 129 племенных репродукторов, из которых 64 занимаются воспроизводством лошадей заводских пород, и 15 генофондных хозяйств по сохранению местных пород лошадей. Кроме того, разведением племенных лошадей занимаются 867 физических лиц и индивидуальных предпринимателей. В базе данных централизованного племенного учета в коневодстве зарегистрировано около 1100 организаций, занимающихся коневодством. Вместе с тем, в системе племенного коневодства значительное количество племенных предприятий, включая конные заводы, не аттестовано и не внесено в государственный племенной регистр. Вследствие этого они не участвовали в программах субсидирования племенного животноводства на федеральном и региональном уровнях.
В племенных коневодческих хозяйствах разводятся лошади 43 пород, из них 22 заводские породы отечественной и зарубежной селекции и 21 местная порода и их внутрипородные типы.
В стране функционирует 24 заводские конюшни и 34 ипподрома.
В последние два десятилетия в функционировании племенного коневодства преобладают в основном негативные тенденции.
В период планово-директивной экономики успешность племенного коневодства базировалась на искусственном направлении хозяйствами доходов, получаемых от более эффективных отраслей растениеводства и животноводства, на ведение коневодства. Реализация племпродукции осуществлялась по фиксированным ценам через систему племобъединений путем доведения племенным конным заводам и фермам плановых заданий по реализации лошадей.
Экономические механизмы, стимулирующие улучшение качества производимой племенной продукции, действовали лишь в ограниченном числе случаев при реализации лошадей по договорной цене, что допускалось правилами закупок исключительно в отношении ценных лошадей. В этих условиях цель селекционно-племенной работы была лишена экономической мотивации, снижалась ее эффективность, и это методично уменьшало конкурентные преимущества отечественного спортивного коневодства по сравнению со странами, где давно и четко сформирована цель племенного коневодства: производство лошадей, обеспечивающих ипподромный бизнес, тотализатор, массовый и элитный конный спорт.
Именно поэтому при разрушении плановой системы племенное коневодство страны, располагающее большим селекционно-генетическим потенциалом, не адаптировалось к новой экономической ситуации в необходимые сроки.
В племенном коневодстве определяющим фактором его развития является численность и качественный состав поголовья кобыл репродуктивного возраста. Этот же показатель важен для прогнозных расчетов общего конского поголовья на перспективу.