1. Коллективным клиринговым обеспечением является способ обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств любого из участников клиринга, в соответствии с которым удовлетворение требований, обеспеченных коллективным клиринговым обеспечением, в случаях, установленных соглашением о коллективном клиринговом обеспечении, осуществляется за счет имущества, являющегося предметом коллективного клирингового обеспечения (далее - гарантийный фонд). Удовлетворение требований, обеспеченных коллективным клиринговым обеспечением, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 23 настоящего Федерального закона.
2. Гарантийный фонд формируется клиринговой организацией за счет взносов участников клиринга и иных лиц. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство по внесению такого взноса, обязано возместить убытки, причиненные клиринговой организации, лицу, осуществляющему функции центрального контрагента, иным участникам клиринга в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения указанного обязательства.
3. Требование о передаче имущества в гарантийный фонд не распространяется на Банк России и Министерство финансов Российской Федерации.
4. Гарантийный фонд должен быть обособлен от имущества клиринговой организации на клиринговом счете (клиринговых счетах). Правила клиринга могут предусматривать создание нескольких гарантийных фондов. Различные гарантийные фонды могут находиться на одном клиринговом счете.
5. Гарантийный фонд могут составлять денежные средства в рублях и (или) иностранной валюте, ценные бумаги, а также иное имущество, определенное нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. Дополнительные требования к имуществу, которое может составлять гарантийный фонд, в том числе к его составу, могут быть установлены соглашением о коллективном клиринговом обеспечении. Имущество, обремененное залогом, не может составлять гарантийный фонд.
6. Порядок определения размера взноса в гарантийный фонд устанавливается соглашением о коллективном клиринговом обеспечении в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.
7. Клиринговая организация, если это предусмотрено соглашением о коллективном клиринговом обеспечении, вправе в соответствии с требованиями нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков размещать денежные средства, составляющие гарантийный фонд, во вклады в кредитных организациях. Доходы по таким вкладам включаются в состав гарантийного фонда, если иное не предусмотрено соглашением о коллективном клиринговом обеспечении.
8. Клиринговая организация вправе использовать в своих интересах денежные средства гарантийного фонда, если это предусмотрено соглашением о коллективном клиринговом обеспечении. В этом случае денежные средства гарантийного фонда зачисляются клиринговой организацией на ее собственный банковский счет. Клиринговая организация обязана возвратить в гарантийный фонд денежные средства в сумме и срок, которые необходимы для удовлетворения требований, обеспеченных коллективным клиринговым обеспечением.
9. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения участником клиринга обязательств, допущенных к клирингу, имущество такого участника клиринга, составляющее гарантийный фонд, используется для удовлетворения требований по таким обязательствам. При недостаточности указанного имущества в порядке, предусмотренном соглашением о коллективном клиринговом обеспечении, используется имущество иных лиц, составляющее гарантийный фонд. В этом случае указанный участник клиринга обязан возместить стоимость использованного имущества.
10. Если это предусмотрено соглашением о коллективном клиринговом обеспечении, клиринговая организация вправе за счет гарантийного фонда предоставлять займы лицу, осуществляющему функции центрального контрагента, или участнику клиринга, не исполнившему обязательств, включенных в клиринговый пул, при условии предоставления ими обеспечения или заключать с указанными лицами договоры репо и иные договоры, предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. Все обязательства по указанным договорам должны быть исполнены в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты их заключения.
11. По договорам, заключенным клиринговой организацией за счет гарантийного фонда, клиринговая организация приобретает права и становится обязанной.
12. Клиринговая организация осуществляет все юридические и фактические действия, необходимые для удовлетворения требований по обязательствам за счет гарантийного фонда.
13. Расходы, связанные с удовлетворением требований по обязательствам, указанным в части 9 настоящей статьи, а также с заключением и исполнением клиринговой организацией договоров, указанных в части 11 настоящей статьи, осуществляются за счет гарантийного фонда.
14. Совершение за счет гарантийного фонда сделки с нарушением требований, установленных настоящей статьей, не влечет недействительности такой сделки. По указанной сделке клиринговая организация отвечает только принадлежащим ей имуществом.
15. В случае прекращения договора об оказании клиринговых услуг участнику клиринга возвращаются имущество, внесенное в гарантийный фонд, или денежные средства. Сумма денежных средств, подлежащих возврату участнику клиринга, определяется исходя из стоимости имущества, составляющего гарантийный фонд, рассчитанной на день прекращения договора об оказании клиринговых услуг, пропорционально взносу такого участника клиринга. В случае, если гарантийный фонд формируется не только за счет взносов участников клиринга, но и за счет взносов иных лиц, правилами клиринга должны быть определены условия и порядок возврата имущества, внесенного ими в гарантийный фонд, или денежных средств. Сумма денежных средств, подлежащих возврату таким лицам, определяется исходя из стоимости имущества, составляющего гарантийный фонд, рассчитанной на день, определенный правилами клиринга, пропорционально взносу таких лиц. Порядок определения стоимости имущества, а также срок возврата денежных средств определяются в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.