О докладе в Правительство Российской Федерации о результатах мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей за 2009 год

Выводы и предложения по 2-му разделу


Результаты социологических исследований, проведенных в 2009 году, дают основание сделать заключение, что в отчетном году в целом произошло некоторое снижение уровня реальных доходов значительной части бывших военнослужащих, их семей.

В общей структуре текущего совокупного денежного дохода среднестатистического домохозяйства военнослужащих запаса по-прежнему ведущую роль играет заработная плата бывших военнослужащих и членов их семей по основному месту работы, которая все больше становится основным источником денежных доходов по сравнению с военными пенсиями, темпы роста которых существенно ниже темпов роста трудовых пенсий. Учитывая проведенную в начале 2010 года валоризацию гражданских пенсий, очередное их повышение с 1 апреля 2010 года, пожалуй, для многих военнослужащих запаса и в отставке впервые средняя военная пенсия стала по реальному денежному наполнению соизмерима или ниже средней трудовой пенсии.

По мнению авторов Мониторинга - 2009, основывающемуся на результатах анализа итоговых докладов и статистических данных по исследуемому вопросу, поступивших в Минздравсоцразвития России из всех 83 субъектов Российской Федерации, материалов анкетирования достаточно большого, вполне репрезентативного количества респондентов, необходимо принять действенные законодательные меры по изменению концепции начисления военных пенсий и пенсий нетрудоспособным (или имеющим льготы по законодательству) членам семей погибших (умерших) военнослужащих.

Организаторы и участники мониторинга считают, что именно вышеназванные меры правового характера позволят резко сократить число домохозяйств бывших военнослужащих, находящихся за "чертой бедности" (в 2009 году - 18,5%, рост в сравнении с 2008 годом на 0,9%).

Требуется принять целенаправленные меры для обеспечения роста уровня жизни и среднедушевых доходов семей инвалидов военной службы (прежде всего, проходивших ее по призыву), семей с детьми уволенных без пенсии офицеров и прапорщиков (мичманов), не имеющих жилья, а также возможности получить высокооплачиваемую работу в отдаленных гарнизонах и оставленных войсками военных городках, в которых семьи утративших связь с армией вынуждены жить. Первоочередным в этом плане представляется исполнение решения Конституционного Суда Российской Федерации о введении для инвалидов военной травмы ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью по аналогии с инвалидами вследствие трудового увечья. Подготовка законопроекта по этому вопросу осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

По-прежнему не устраивают бывших военнослужащих темпы и механизм обеспечения их жилыми помещениями, хотя в 2009 году и произошло определенное уменьшение количества семей военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Механизм предоставления им жилья путем выдачи государственных жилищных сертификатов не позволяет приобрести квартиру в размерах, на которые бывший военнослужащий имеет право, исходя из состава семьи. В настоящее время на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит свыше 92 тыс. бывших военнослужащих.

По сведениям только Управления реализации жилищных программ Минобороны России, за три года реформ предстоит обеспечить постоянным жильем 112,9 тыс. увольняемых в данном ведомстве военнослужащих. В течение 2009 года квартиры предоставлялись, в основном, только офицерам и прапорщикам, увольняемым в рамках организационно-штатных мероприятий, связанных с реформированием Вооруженных Сил и необходимостью придания им нового, современного облика.

В меньших масштабах, но подобная задача по обеспечению жильем нуждающихся увольняемых и уволенных в запас офицеров, прапорщиков, других категорий военнослужащих по контракту стоит и перед квартирными органами ФСБ, МЧС, Внутренних войск МВД России.

В связи с начавшимся массовым строительством для действующих и увольняемых военнослужащих коттеджных городков требует урегулирования вопрос о возможности предоставления им домов с большей, чем оговорено Законом, жилой площадью.

Участники мониторинга в органах и воинских частях ФСБ России предлагают предусмотреть в законодательстве Российской Федерации право членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы и имевших на день гибели общую продолжительность службы менее 10 лет, на получение в собственность жилых помещений за счет средств федерального бюджета (при условии обеспеченности жилыми помещениями менее учетной нормы).

Из-за ограниченных возможностей Минобороны России и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, по оказанию медицинской помощи военным пенсионерам, имеющим на это право, членам их семей часть из них нередко остается без эффективного стационарного медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения по линии соответствующих военно-медицинских учреждений. Это вызывает справедливые нарекания многих ветеранов военной службы. В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" правом на медицинскую помощь по линии военно-медицинских учреждений располагают (без учета действующих военнослужащих) порядка 1,5 млн. семей бывших военных Минобороны, МЧС, ФСБ, ФСО, ВВ МВД, других "силовых" ведомств Российской Федерации (в общей сложности свыше 4,4 млн. чел.).

В процессе реформирования системы военного здравоохранения необходимо учитывать данные нормы законодательства и обеспечить соответствие им емкости сети военно-медицинских учреждений.

Участники Мониторинга-2009 отмечают необходимость поэтапного повышения размера военных пенсий, а также первоочередного повышения уровня социальной поддержки в целях преодоления бедности среди семей военнослужащих, потерявших кормильца, не ограничиваясь доведением их среднедушевых доходов до величины прожиточного минимума, с учетом того, что многие такие семьи не получают федеральные (региональные) социальные доплаты к пенсии, установленные с 1 января 2010 года для неработающих пенсионеров.

Как и в 2009 году, исключительно сложной проблемой в 2010-2011 годах станет продолжающееся массовое увольнение из Вооруженных Сил офицеров и прапорщиков (мичманов). В рамках перехода к новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации в период с 2009 по 2011 год планируется сократить численность военнослужащих с 1 млн. 130 тыс. до 1 млн., в Российской армии вместо дивизий и полков ввести бригадную структуру. Вместо нынешних 355 тыс. командирских должностей останутся 150 тысяч.

В 2009 году мероприятия по сокращению Вооруженных Сил прямо коснулись более 117,5 тыс. офицеров (в том числе 60,3 тыс. - с выслугой 20 и более лет и правом на пенсию, а 57,2 тыс. - без пенсии, но с правом на жилье). Почти треть уже уволенных и увольняемых - младшие офицеры, наименее защищенные в социальном плане. Они уходят в запас без военной пенсии. Реальное получение ими жилплощади, как выяснили организаторы мониторинга, в ближайшем будущем также весьма проблематично. Между тем, по информации Министерства обороны Российской Федерации, только в 2010 году из армии предстоит уволить более 160 тысяч офицеров, десятки тысяч прапорщиков и мичманов.

В условиях продолжающегося массового увольнения военнослужащих нуждается в развитии система профессиональной переподготовки и трудоустройства военнослужащих запаса. Узкая профессиональная специализация, приобретаемая большинством кадровых военнослужащих за время службы, зачастую оказывается невостребованной в гражданских условиях. Между тем, за последние 6 лет в региональные органы службы занятости из числа вставших на воинский учет офицеров и прапорщиков (мичманов) запаса обратилось с целью получения работы или переподготовки почти в 2 раза меньше, чем в 2004 году (2004 год - 20354, 2007 год - 7353 чел., 2008 год - 4821 чел., в кризисный 2009 год их число выросло до 10796 чел.). Это обусловлено тем, что вакансии и услуги по переподготовке, предлагаемые службами занятости, не являются привлекательными для большинства уволенных военнослужащих. Трудоустройство после увольнения нередко является серьезной проблемой даже для тех военнослужащих, которые окончили курсы переподготовки и повышения квалификации еще в период прохождения службы.

В условиях продолжающегося мирового экономического кризиса необходимо, как считают многие респонденты, принять дополнительные меры по повышению эффективности работы на этом направлении органов и учреждений службы занятости.

Согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих", увольняемым с воинской службы необходимо будет выплатить единовременное пособие: при общей продолжительности военной службы менее 10 лет - в размере 5 окладов денежного содержания; от 10 до 15 лет - в размере 10 окладов; от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов; от 20 лет и более - в размере 20 окладов денежного содержания. Выплаты этим военнослужащим - каждому - составят примерно от 30 тыс. рублей до 185 тыс. рублей. Офицеры-"двухгодичники" получат 2 оклада денежного содержания - до 15 тыс. рублей.

Военнослужащим, имеющим общую продолжительность службы от 15 до 20 лет и уволенным без права на военную пенсию, в течение 5 лет выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере от 40 до 55 процентов денежного содержания. Тем, кто прослужил менее 15 лет, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию. Исходя из вышесказанного, речь идет о существенных финансовых затратах в относительно короткий временной период.

Помимо финансирования вышеуказанных процессов, предстоят огромные финансовые вложения государства в пенсионное обеспечение многих тысяч офицеров и прапорщиков (мичманов) запаса. По мнению участников Мониторинга - 2009, начавшуюся в данном направлении работу необходимо держать под постоянным контролем высших органов государственной власти, Счетной и Общественной палат Российской Федерации.