В числе актуальных проблем военно-социальной политики на современном этапе важное место занимает проблема социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, к новым условиям жизни, связанная с необходимостью переподготовки некоторых из них на новые профессии, и их трудоустройством.
Практически для всех граждан, увольняемых в настоящее время с военной службы, наиболее важными и трудноразрешимыми являются проблемы, связанные с последующим трудоустройством. Абсолютное большинство бывших военнослужащих кадра (по контракту), а именно 96,2 процента, независимо от причин увольнения стремились найти работу сразу же после оставления военной службы.
В нынешних условиях для военных пенсионеров и даже инвалидов военной травмы (как получающих военную, так и "гражданскую" пенсии, в т.ч. "колясочников", незрячих, глухих) работа является необходимым, а нередко и основным средством обеспечения материальных потребностей семьи, т.к. военной пенсии, трудовой пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца-военнослужащего для этой цели не хватает.
Как свидетельствуют проведенные опросы, многие уволенные в запас военнослужащие ориентируются на устройство на работу, опираясь на поддержку родственников, знакомых людей, бывших сослуживцев. Несмотря на глобальный кризис, на рынке труда существует достаточное количество вакансий, предлагаемых через средства массовой информации. Однако большинство этих вакансий ищущих работу бывших военнослужащих не устраивает. Видимо поэтому количество обращений от уволенных в запас в региональные отделения службы занятости невелико, даже несмотря на кризис. В 2009 году в органы службы занятости обратилось более чем в 2 раза больше нуждающихся в трудоустройстве, профессиональной переподготовке: 10796 человек из данной категории населения (для сравнения: в 2008 году - 4821 чел.), в том числе, с целью получения работы - 9498 чел., с целью переподготовки - 1298 человек. Однако устроились на работу с помощью службы занятости лишь 2926 человек (в 2008 году - 2238 чел.), что составляет менее трети общего числа обратившихся (в 2008 году - 48,8%). Это говорит о недостаточной эффективности работы в данном направлении.
В то же время, нельзя не заметить и наметившиеся тенденции и стремления части безработных из числа уволившихся без права на военную пенсию получить новую профессию, найти знакомое для себя дело или пройти переподготовку непосредственно на избранном рабочем месте. Так, в 6 раз (со 144 чел. - в 2008 году до 887 чел. - в 2009 году) возросло число устроенных (принятых) с помощью Службы занятости на курсы переподготовки, почти в 3 раза - на предприятия по производству или переработке сельскохозяйственной продукции (соответственно, 63 и 184 чел.).
О некоторых видах деятельности, куда с неохотой идут на работу бывшие военные, исследователи военно-социальных проблем говорят уже не один год. Однако в 2009 году определенные подвижки к лучшему все же произошли: при участии Службы занятости в 2,4 раза увеличилось количество офицеров, прапорщиков, сержантов запаса, проходивших военную службу по контракту, организовавших собственное дело (рост с 33 до 73 чел.) и нашедших себя в малом предпринимательстве (рост со 105 до 252 чел.), почти в 1,5 раза - пришедших в школу на педагогическую работу (рост с 45 до 67 чел.) и поступивших на работу по специальности, родственной военной профессии (рост с 361 до 433 чел.). На уровне прошлого года осталось стремление трудиться в производственном секторе: устроены на заводы и фабрики с помощью Службы занятости в 2008 году - 687 чел., в 2009 году - 770 человек.
Одновременно существенно (с 864 чел. - в 2008 году до 260 чел. - в 2009 году) снизилось количество бывших кадровых военных, устроенных по направлениям региональных отделений Государственной службы занятости на руководящую административную работу, муниципальную или государственную службу. В ряде регионов это связано с сокращением численности персонала этих структур Государственной службы занятости.
Исследователи отмечают проблемы трудоустройства военнослужащих, окончивших перед увольнением с военной службы курсы подготовки (переподготовки) и повышения квалификации по вновь полученной специальности. Из-за отсутствия прямых связей с предприятиями и организациями, заинтересованными в трудоустройстве военнослужащих запаса, последние выходят на рынок труда с дипломом (свидетельством) на руках и конкурируют с молодыми выпускниками вузов и других специализированных учебных заведений, которые также не имеют практического опыта работы по специальности. В большинстве случаев работодатели отдают предпочтение более молодым претендентам на замещение вакантных должностей. Поэтому большинство военнослужащих запаса без особого энтузиазма относится к обучению на каких-либо курсах переподготовки. Наметившийся в 2009 году рост обращений в органы Службы занятости с этой целью (1298 обратившихся, 887 чел. направлены на курсы) совершенно не отражает действительной потребности в профессиональном переобучении бывших военнослужащих и членов их семей на курсах, в центрах профподготовки (переподготовки).
Между тем, около 33 процентов опрошенных военнослужащих запаса назвали полностью или частично неэффективными правовые нормы, регулирующие механизм реализации их прав в сфере образования, переподготовки, повышения квалификации и трудоустройства. Примерно десятая часть (8,8%) респондентов лично сталкивалась в последние два года с трудностями при реализации этих своих прав. Это выражалось в создании для военнослужащих запаса и членов их семей различных бюрократических препятствий при реализации права на бесплатное обучение и переподготовку, ограничении возможностей такой переподготовки (например, из-за узкого перечня специальностей), нежелании работодателей брать в компанию (фирму) специалиста в возрасте после 45 лет и т.д.
Некоторые авторы итоговых докладов по Мониторингу-2009 (например, Департамент социальной защиты населения Ивановской области) предлагают принять дополнительные меры по обеспечению исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 года N 1300 "О создании системы профессиональной ориентации, переподготовки, трудоустройства и социальной адаптации военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы", а также других руководящих документов по данному вопросу, не утративших свою силу.