О докладе в Правительство Российской Федерации о результатах мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей за 2009 год

Таблица 2.5


Доступность медицинского обслуживания для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (в %)

Оценка возможности получения направления на стационарное лечение в военно-лечебное учреждение

Нет проблем

Есть легко преодо-
лимые сложности

С большим трудом

Невоз-
можно

Затруд-
нились с ответом

Граждане, уволенные с военной службы (прослужившие 20 и более лет)

20,4

19,6

20,9

12,8

17,1

Члены их семей

11,5

10,5

21,2

20,2

18,6


Социальная защита ветеранов предусматривает заботу об их здоровье посредством амбулаторного и госпитального лечения в поликлиниках, лечебно-диагностических центрах и военных госпиталях. Многие респонденты с обеспокоенностью подчеркивали, что медицинское обслуживание в первых двух случаях сводится, в основном, к первичному медицинскому наблюдению и выписке необходимых медицинских препаратов, далеко не всегда имеющихся в аптеках поликлиники или санчасти отдаленного, нередко оставленного войсками, военного городка. В военных госпиталях оказывается медицинская помощь специалистами высшей квалификации, но туда, как видно из вышеприведенных данных, далеко не просто попасть военному ветерану или члену его семьи. Между тем, в военных госпиталях, в зависимости от профиля, из числа всех принятых на лечение пациентов военные пенсионеры и члены их семей составляют, как правило, 55-65 процентов от общего числа больных.

В помощи остро нуждаются и сами военно-медицинские учреждения, которые в настоящее время находятся, как считают многие их пациенты, на остаточном финансировании. Должностные оклады медперсонала намного, иногда в разы, меньше заработной платы их коллег из гражданских медицинских учреждений. Это приводит к тому, что самые квалифицированные медицинские специалисты увольняются с военной службы, отказываясь продлевать контракт на дальнейшую службу. Низкие тарифные оклады среднего и младшего медицинского персонала привели к недостаточной укомплектованности этого звена сотрудников военно-медицинских учреждений, в том числе в ведущих клинических военных госпиталях им. В.А.Вишневского и Н.Н.Бурденко.

Многие респонденты высказывают озабоченность неблагоприятными последствиями объединения военных поликлиник и военных госпиталей, сокращения их коечной емкости.

В 2009 году около 160 тыс. военных пенсионеров и членов их семей были пролечены в военных госпиталях. С учетом того, что такая возможность предоставлена не всем нуждающимся, число обращений за стационарным лечением в госпиталях будет, по мнению исследователей, сохраняться на этом и, возможно, более высоком уровне. Это необходимо учитывать при реорганизации военно-медицинских учреждений, особенно там, где рядом с военными гарнизонами отсутствуют гражданские лечебные учреждения.

В развитие выводов раздела 2.5 следует особо сделать акцент на том, что 47,3 процента опрошенных военнослужащих запаса (в отставке) назвали полностью или частично несправедливыми правовые нормы и правоприменительные условия, действующие в отношении их права на бесплатное медицинское обслуживание по линии военно-медицинских учреждений. 27,6 процента респондентов лично сталкивались в последние два года с нарушением своих прав при получении медицинского обслуживания. Это выражалось в отсутствии нужных врачей-специалистов, длительном стоянии в очередях в медицинских учреждениях, отсутствии в аптеках бесплатных эффективных лекарств, практической невозможности получить направление в госпиталь для лечения или путевку в санаторно-курортное учреждение.

Неслучайно половина граждан, ранее проходивших кадровую (по контракту) военную службу, почти 70 процентов инвалидов военной травмы назвали механизмы реализации и предоставления гарантий, прав и льгот действующим и уволенным в запас (отставку) военнослужащим и членам их семей в сфере медицинского обслуживания не отвечающими требованиям времени.

Большинство участников Мониторинга - 2009 считают, что оказать им высококвалифицированную, во многом специфическую медицинскую помощь районные и городские поликлиники системы здравоохранения, достаточно загруженные работой с прикрепленными к ним гражданами по месту жительства, не смогут.

Почти все опрошенные военные ветераны, инвалиды военной травмы высказали опасение, что замена офицеров-медиков гражданским медицинским персоналом может привести к проблемам с укомплектованием военно-медицинских учреждений в отдаленных гарнизонах и в "горячих точках".

Указанные выше мнения респондентов совпадают с выступлениями участников состоявшегося 1 декабря 2009 года заседания Координационного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей при обсуждении вопроса "Семья военнослужащего в условиях формирования нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации".