Примечательно, что в отчетном году руководители отдельных региональных органов социальной защиты населения в итоговых докладах по Мониторингу-2009 сочли необходимым (в подтверждение своих критических выводов о незаслуженно низком уровне многих военных пенсий) привести конкретные примеры. Характерным в этом отношении является подтверждающий этот вывод пример старшего прапорщика в отставке Козлова В.И., прослужившего 25 лет на Семипалатинском ядерном полигоне (общая выслуга - свыше 30 лет), награжденного многими государственными и ведомственными наградами и проживающего с семьей в настоящее время в Белгородской области. 1 февраля 2010 года его военная пенсия составляла 5830 рублей, а трудовая пенсия супруги, всю жизнь трудившейся на разных, не всегда требующих высокой квалификации работах, - 9100 рублей. Средняя пенсия военных пенсионеров, проживающих в настоящее время в Белгородской области, - 7700 рублей.
Как показал анкетный опрос в ходе мониторинга, у военнослужащих запаса не вызывает одобрения подобная политика "выравнивания" размеров пенсий всех категорий пенсионеров, поскольку исчезает компенсационный смысл более высокой, чем в гражданском секторе, военной пенсии, назначенной за тяготы и лишения военной службы. Определенным образом это сказывается на психологическом состоянии действующих военнослужащих. Как подчеркивают многие респонденты, теряет всякий смысл большая выслуга лет.
Качество жизни бывших кадровых (по контракту) военнослужащих в значительной мере зависит от избранного после увольнения в запас постоянного места проживания. Для военных пенсионеров, чья пенсия по размеру практически от данного фактора не зависит, в психологическом и материальном отношениях очень существенно то, что если величина прожиточного минимума (далее - ПМ) в III квартале 2009 года, к примеру, в той же Белгородской области составляла для трудоспособного населения (а среди "запасников" - это абсолютное большинство) 4502 руб., то уже в Хабаровском крае - 8479 руб., Москве - 8500 руб., Ямало-Ненецком автономном округе - 9424 руб., Ненецком АО - 10898 руб., Чукотском АО - 11094 руб., Камчатском крае - 11331 руб. Размер же военной пенсии 51,3 процента московских "запасников" и "отставников" по состоянию на 1 ноября 2009 года указанного регионального уровня ПМ даже не достигал (данный показатель примерно такой же: 55,5% - для военных пенсионеров, проживающих на территории Хабаровского края, на уровне 60-85% - на территориях других упомянутых регионов, кроме Белгородской области).
Из всего вышесказанного следует, что наблюдаемый рост объема текущего совокупного ежемесячного дохода домохозяйств бывших военнослужащих в 2000-2009 годах - это в значительной степени результат увеличения занятости среди бывших военнослужащих и особенно - членов их семей. В целом, работают 89,1 процента военнослужащих запаса трудоспособного возраста и около 30 процентов военнослужащих в отставке старше 60 лет.
При этом общее число безработных среди военнослужащих запаса ниже официального уровня безработицы по стране. По данным, поступившим в Минздравсоцразвития России из субъектов Российской Федерации, по состоянию на 31 декабря 2009 года количество безработных из числа офицеров, прапорщиков (мичманов), уволенных с военной службы без права на пенсию, составляло 8669 человек (рост в сравнении с предыдущим годом на 17%). Среди военнослужащих запаса трудоспособного возраста не работают: а) по причине отсутствия рабочих мест - 3,2 процента; б) из-за отсутствия условий (возможностей) для работы по специальности - 2,3 процента; в) по семейным обстоятельствам - немногим менее 1 процента. По-видимому, в данных показателях определенным образом проявилось влияние мирового экономического кризиса.
________________
В конце октября 2009 года 7,16 млн. человек, или 9,5% экономически активного населения России, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда).
На пенсии и заработную плату супруги военнослужащего и других членов семьи всего приходится 36 процентов дохода домохозяйства, причем пенсии здесь также играют несущественную роль (менее 10 процентов).
Респондентами особо подчеркивалось, что члены семей военнослужащих запаса (в отставке) также испытывали заметные трудности с трудоустройством. По данным исследования, в 2009 году не работала пятая часть жен уволенных в запас военнослужащих, из которых только одна треть не стремилась искать работу по различным причинам (находились на пенсии, не имели желания работать, ухаживали за детьми или другими членами семьи и др.).
Небольшая часть доходов приходится на проценты от вкладов и сбережений. Около трети (33,4%) военнослужащих запаса (в отставке) в ходе опроса указали, что располагают какими-либо накоплениями в банках или ценными бумагами. Средняя сумма таких вкладов составляет 24000 рублей, что выше средней величины вклада по России.
________________
По данным государственной корпорации - Агентства по страхованию вкладов за III кв. 2009 года средняя величина вклада по России составляет 7800 рублей.
Одной из составляющих дохода семей военнослужащих запаса (в отставке) до 2005 года оставались специальные льготы и выплаты, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а также социальные трансферты, получаемые по линии социального обеспечения и страхования. Они формировали существенную часть (в 2000 году - до одной пятой) дохода военнослужащих запаса (в отставке). По состоянию на 31 декабря 2009 года на социальные трансферты приходилось лишь около 8 процентов совокупного дохода семьи военнослужащего запаса.
Таким образом, наблюдаемый рост величины текущего совокупного ежемесячного дохода домохозяйств бывших кадровых (по контракту) военнослужащих происходит за счет увеличения заработной платы главы и членов семьи. Менее заметно влияют на совокупный доход пенсии военнослужащих и других членов семьи, использование личной собственности, доходы от предпринимательской деятельности и от сбережений, социальные трансферты.
Рост дифференциации денежных доходов военнослужащих запаса идет в русле общероссийской тенденции, но сам показатель все же существенно отстает от общероссийских значений (хотя расслоение в среде бывших военнослужащих по-прежнему все же менее выражено, чем среди гражданского населения страны).
_______________
Разрыв между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян уже в 2005 году составлял 14,9 раза и увеличивается, начиная с 2000 года, когда составлял 13,9 раза. Между тем, по оценкам ВТО, если доходы бедных и богатых различаются в 14,2 раза, в стране возникает реальная опасность социальных волнений. А Россия эту границу перешла еще в 2003 году.
На степень расслоения семей граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей по материальному достатку оказывают влияние следующие факторы (в порядке значимости):
- размер домохозяйства и количество детей, находящихся на иждивении;
- размер заработной платы военнослужащего запаса (в отставке) в случае трудоустройства;
- размер заработной платы жены и других взрослых членов семей бывших военнослужащих при условии их трудовой занятости;
- сфера деятельности, в которой работают бывшие военнослужащие и члены их семей;
- регион проживания;
- получение военной пенсии и ее уровень в зависимости от имеющегося воинского звания, должности и условий военной службы;
- наличие собственности, накоплений, сбережений и вкладов;
- наличие дохода от занятия предпринимательской или индивидуально-трудовой деятельностью;