Мониторинг-2009, проведенный заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти с участием ветеранских объединений, отличается от предыдущих мониторинговых исследований двумя характерными особенностями:
1. Проводимая в течение 2009 года работа в рамках мониторинга проходила под влиянием развернувшейся подготовки к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
2. Отчетный год явился годом радикального реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, придания им нового, перспективного облика, а также обеспечения подготовки к существенной модернизации других воинских формирований страны. Продолжалось массовое увольнение военнослужащих, проходивших военную службу по контракту.
Из 546490 участников Великой Отечественной войны, проживавших в Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2009 года (вместе с 17826 военнослужащими, проходившими военную службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, но не участвующими в реальных боевых действиях), 144016 - это инвалиды вследствие военной травмы, 364760 - инвалиды вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, и по общему заболеванию.
По состоянию на 31 декабря 2009 года 39316 участников Великой Отечественной войны являлись военными пенсионерами (на конец 2008 года - 49165). Продолжается увеличение разрыва между количеством военных пенсионеров из числа участников Великой Отечественной войны (которых становится все меньше) и числом военных пенсионеров - участников боевых действий на территориях других государств, Чеченской Республики и на прилегающих к ней территориях (в 2009 году вторых было 136962).
Кроме того, по состоянию на 31 декабря 2009 года военную пенсию получали 9462 ветерана подразделений особого риска, 18465 участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, в т.ч. 31 инвалид вследствие аварии на ПО "Маяк" (р.Теча), а также 209167 человек из числа вдов, несовершеннолетних детей и родителей военнослужащих (в т.ч. и проходивших службу по призыву), погибших (умерших) при исполнении воинского долга.
Всего среди опрошенных в ходе мониторинга: участников Великой Отечественной войны - 0,2 процента, воевавших в Афганистане - 8,7 процента, в первой и второй "чеченских кампаниях" - 13,8 процента, в других "горячих точках" - 5,8 процента. Остальные респонденты не имеют боевого опыта и не пользуются льготами, установленными для участников войны и боевых действий. Кроме названных, 2,7 процента респондентов - участники ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" уже по состоянию на 31 декабря 2009 года из 34160 вставших до 1 марта 2005 года на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны улучшили свои жилищные условия 22737 человек (69%). По состоянию на 1 мая 2010 года жилищная проблема ветеранов войны, вставших на учет до 1 марта 2005 года, решена. До конца 2010 года будут обеспечены жильем и ветераны войны, вставшие на учет нуждающихся в жилье после 1 марта 2005 года.
В течение 2008-2009 годов полностью решен вопрос обеспечения спецавтотранспортом инвалидов военной травмы, имевших на это право до 1 января 2005 года.
В отчетном периоде процесс массового сокращения офицеров и прапорщиков (мичманов) в связи с реформированием Вооруженных Сил и других "силовых" структур потребовал значительных усилий региональных и муниципальных органов власти. В большинстве субъектов Российской Федерации прием и размещение в регионах этих людей с семьями, оказание им социальной поддержки проходят без существенных нарушений их прав.
В то же время, на этом фоне особенно остро стоят проблемы 6046 семей бывших военнослужащих, продолжающих проживать в суровых социально-бытовых условиях оставленных войсками бывших военных городков.
Итоговые материалы мониторинга показывают, что в каждом третьем регионе в органах социальной поддержки населения работают специально созданные отделы (отделения, секторы, группы) по вопросам оказания помощи гражданам, уволенным с военной службы, их семьям, семьям военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга. В каждой второй администрации субъекта Российской Федерации функционируют Межведомственные комиссии (рабочие группы) по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Деятельность подобных структурных образований в значительной мере способствует решению социальных вопросов названных категорий населения.
В ряде субъектов Российской Федерации реализуются дополнительные меры по социальной поддержке малообеспеченных семей бывших военнослужащих и особенно семей погибших военнослужащих (г.г.Москва и Санкт-Петербург, Республики Бурятия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашская Республика, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Хабаровский края, Архангельская, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Калининградская, Кемеровская, Ленинградская, Московская, Орловская, Новосибирская, Пензенская, Ростовская, Саратовская, Свердловская, Тверская, Томская, Тульская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО).
Органами законодательной и исполнительной власти г.Москвы и Московской области сохранены основные выплаты и установлены дополнительные меры социальной поддержки указанных категорий граждан.
В ряде субъектов Российской Федерации реальная социальная поддержка бывших военнослужащих и членов их семей осуществляется на основе региональных программ, с активным привлечением к их реализации ветеранской общественности.
В Республике Карелия, Камчатском, Красноярском, Хабаровском краях, Амурской, Белгородской, Калужской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Ульяновской областях, г.Москве приняты законодательные и нормативно-правовые акты о дополнительных мерах по социальной поддержке инвалидов и ветеранов боевых действий, семей военнослужащих, погибших в Республике Афганистан, Чеченской Республике, Республике Дагестан, других "горячих точках" последних десятилетий.
В Ростовской, Свердловской, Тульской областях, других регионах приняты и реализуются областные целевые программы социальной и медицинской реабилитации инвалидов боевых действий, семей погибших при исполнении воинского (служебного) долга военнослужащих и работников правоохранительных органов, а также граждан, получивших увечья, ранения, травмы, заболевания в период прохождения военной службы (службы).
В Республике Мордовия, Краснодарском крае, Белгородской области, в ряде других регионов в рамках подготовки к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне реализованы утвержденные органами законодательной и исполнительной власти Перечни (планы) мероприятий по реализации комплекса мер по улучшению социально-экономического положения ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий, проживающих на территории республик, краев и областей на 2006-2010 годы.
В Белгородской области в рамках Социального кодекса региона дополнительные меры социальной поддержки данных граждан решаются Администрацией области в тесном взаимодействии с областным Советом ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области накоплен богатый опыт взаимодействия объединенной городской и областной организации Российского союза офицеров запаса с органами государственной власти города-героя и области по жилищному обеспечению нуждающихся в жилье семей офицеров и прапорщиков (мичманов) запаса (в отставке), а также по их достойному трудоустройству.
Администрацией Тверской области к активному решению социальных проблем бывших военнослужащих привлечены созданный в 1995 году Областной центр социальной реабилитации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, Областной совет ветеранов войны и военной службы, Кредитный союз военнослужащих запаса "Тверской", Военно-туристическая компания "Воентур-Т".
В Республике Хакасия и Липецкой области предусмотрены меры социальной поддержки, включая региональные наборы социальных услуг и ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые всем ветеранам военной службы, в том числе не достигшим 60-летнего возраста, но получающим военную пенсию по выслуге лет, - в то время как данная норма действует после достижения ветеранами военной службы возраста 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин.