Мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (далее - мониторинг, Мониторинг-2009, мониторинговые исследования), осуществлен в 2009 году в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года N 232. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, Главкоматом Внутренних войск МВД России, МЧС России, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с участием общественных объединений ветеранов войн, локальных боевых действий и военной службы, - в частности, Российского союза офицеров запаса, Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане.
В 2009 году в обобщении мониторинговых исследований по социальным проблемам граждан, уволенных с военной службы, и их семей использованы результаты соответствующей научно-исследовательской работы, выполненной по заказу Минздравсоцразвития России в августе - ноябре 2009 года Институтом экономики и социальной политики (далее - ИЭСП), а также проведенных в июле - августе 2009 года Фондом "Российский общественно-политический центр" (далее - Фонд РОПЦ) опросов кадровых и уволенных в запас военнослужащих и сугубо гражданских лиц на тему "Российская армия и общество".
Актуальность исследований в рамках Мониторинга-2009 вызвана продолжающимся реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, приданием им нового облика, масштабными сокращениями офицерского состава (предполагается до 2012 года уволить из рядов Вооруженных Сил России до 200 тыс. офицеров), упразднением во многих воинских формированиях (за исключением ВМФ и ВДВ) в 2009-2010 годах института прапорщиков и мичманов, существенными организационными преобразованиями в военной медицине.
Обострилась военно-пенсионная проблема. По выводам многих участников и организаторов мониторинга, начиная с 2010 года, впервые за последние 80 лет размер средней военной пенсии будет соизмерим или ниже размера средней трудовой пенсии. Такой же вывод можно сделать и в отношении многих пенсионеров военных ведомств, получающих пенсии по случаю потери кормильца-военнослужащего.
Мониторинговые исследования выполнялись по единой методике и утвержденной ранее системе показателей, что позволило осуществить обобщение и сравнительный анализ результатов мониторинга, проведенного в различных министерствах и ведомствах, региональных органах социальной защиты населения, а также обосновать предложения, направленные на совершенствование социальной политики в отношении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Проведение мониторинга осуществлялось в определенной взаимосвязи с практическим осуществлением Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 года (утверждена Коллегией Минобороны России 28 марта 2008 года), аналогичных программных документов, принятых в других "силовых" структурах (далее - Стратегия).
Особенностью проведения мониторинга в отчетном году стала качественно новая социально-экономическая и правовая ситуация в стране, вызванная мерами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по смягчению последствий мирового экономического кризиса, сохранению ранее достигнутого уровня жизни населения. При этом продолжено изучение отношения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей к замене натуральных социальных льгот денежными выплатами и компенсациями в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
При подготовке итогового доклада использовались данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), сведения ведомственной статистики, итоги социологических исследований.
________________
Социально-экономическое положение Российской Федерации, 2009 год, а также другие материалы Росстата.
Социологические опросы различных категорий действующих и бывших военнослужащих и членов их семей, проведенные по стандартной (квотной, случайной) всероссийской выборке в воинских соединениях и частях Минобороны России, во Внутренних (МВД России) и Пограничных (ФСБ России) войсках, в иных структурных подразделениях ФСБ России, ФСО России, Спецстроя России, МЧС России, в военных комиссариатах, среди военных пенсионеров и бывших военнослужащих, не получающих пенсию, учитывали распределение респондентов по видам Вооруженных Сил Российской Федерации, округам и флотам, родам войск и сил, должностным категориям и воинским званиям, месту проживания, семейному положению и образовательному уровню.
Всего в ходе мониторинга опрошено 98216 респондентов, включая:
- военнослужащих - 59599, в том числе:
проходящих военную службу по контракту - 36402;
проходящих военную службу по призыву - 23197;
- членов семей военнослужащих по контракту - 11201;
- граждан, уволенных с военной службы, - 28001, в т.ч. 5175 инвалидов военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, 2321 ветерана Великой Отечественной войны;
- членов семей граждан, уволенных с военной службы по контракту, - 3144;
- членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, - 271.
Основным объектом наблюдения и изучения при проведении мониторинга было среднестатистическое домохозяйство военнослужащего кадра и запаса (в отставке), проходящего (проходившего) военную службу по контракту, исследуемое в контексте социально-экономических и правовых отношений, возникающих в ходе выполнения им должностных и иных обязанностей, в сравнении со среднестатистическими величинами, характеризующими социально-экономическое положение населения Российской Федерации.
________________
Домохозяйство - единица наблюдения, принятая ООН в международной социальной статистике. Используется в российской статистике с 1994 года в соответствии с рекомендациями ООН вместо ранее используемой - "семья". Ведущими признаками выделения домохозяйства выступают совместное ведение домашнего хозяйства и проживание в квартире, доме и т.п., а также количество членов семьи. В 2009 году размер среднестатистического домохозяйства в Российской Федерации составил 2,52, а в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации - 2,65 (в 2008 году - 2,53; в 2007 году - 2,5; в 2006 году - 2,36; в 2005 году - 2,42; в 2004 году - 2,57; в 2003 году - 2,39; в 2002 году - 2,5; в 2001 году - 2,74; в 2000 году - 2,75; в 1999 году - 2,81).
Кроме того, в качестве основных источников проведенных социологических наблюдений, позволивших интегрировать выводы и предложения участников и авторов Мониторинга-2009, явились:
- итоги анкетирования 2354 военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, а также представителей других категорий населения, проживающих в 12 субъектах Российской Федерации, проведенного работниками и активистами Фонда РОПЦ;
- статистические сведения о социально-экономическом положении граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, проживающих на территории всех 83 субъектов Российской Федерации, а также гор.Байконур на территории Республики Казахстан, по состоянию на 31 декабря 2009 года;
- материалы заседания Координационного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей на тему "Семья военнослужащего в условиях формирования нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации" от 1 декабря 2009 года.
Проведенные аналитические исследования, по мнению авторов, дают достаточные основания, чтобы говорить об оптимальной репрезентативности и объективности полученных наблюдений и выводов.