С согласия правообладателя допускается регистрация в отношении однородных товаров сходного до степени смешения, но не тождественного обозначения.
Обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах.
Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Таким образом, положения законодательства, касающиеся согласия на регистрацию сходного до степени смешения товарного знака, могут быть применены в отношении заявленного обозначения, имеющего хотя бы незначительное отличие от противопоставленного товарного знака (например, выполнение обозначения в другом цвете, другим шрифтом).
Применение разными изготовителями товарных знаков, являющихся сходными до степени смешения, в отношении однородных товаров способствует введению потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя. В то же время в некоторых случаях при наличии определенных особых обстоятельств вероятность введения потребителя в заблуждение может быть исключена, или введение в заблуждение в этих случаях не может вызвать для потребителя негативные последствия. Исходя из этого, при рассмотрении вопроса о возможности учета документа, подтверждающего согласие, при экспертизе заявленного обозначения могут быть рекомендованы следующие подходы.
Регистрация товарного знака с согласия правообладателя противопоставленного товарного знака может быть осуществлена в ситуации, когда сходство до степени смешения носит дискуссионный характер. В этом случае документ, подтверждающий согласие, дополняет мнение и/или доводы заявителя об отсутствии возможности смешения. На рис. 1, 2 приведены примеры подобных обозначений.
Рис.1
Рис.2
В ситуации, когда заявленное обозначение незначительно отличается от противопоставленного товарного знака, т.е. является почти тождественным (см. примеры на рис.3), регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении однородных товаров целесообразно производить только в том случае, если заявитель и правообладатель являются "родственными" предприятиями, одно из которых полностью контролируется другим, например, одно из предприятий является аффилированным лицом, способным оказывать прямое влияние на деятельность другого предприятия (далее - "родственные связи"). Представляется, что данное условие может способствовать предотвращению возможности введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
Рис.3
Информация о "родственных" связях заявителя и правообладателя может содержаться в тексте документа, подтверждающего согласие, и/или в письме заявителя или его представителя. При этом, если данная информация содержится в самом документе, подтверждающем согласие, то представление какого-либо документа, подтверждающего эту информацию, требовать от заявителя нецелесообразно. Если же названная информация содержится только в письме заявителя или его представителя, то необходимо предложить заявителю подтвердить эту информацию, путем представления копии соответствующего документа (например, копии устава предприятия, учредительного документа) или выписки из него. Такое предложение может быть направлено в письме с указанием срока ответа на него либо в запросе, если для запроса имеются основания, предусмотренные законодательством.
"Родственная связь" между заявителем и правообладателем может быть принята во внимание и в ситуации, когда заявленное обозначение воспринимается как вариант (разновидность) противопоставленного товарного знака.
К вариантам в данном случае могут быть отнесены повторения товарного знака с некоторыми незначительными изменениями, внесенными, например в графическое, цветовое решение. В качестве варианта словесного товарного знака может рассматриваться также его транслитерация, т.е. написание путем передачи букв одного алфавита буквами другого алфавита, или близкий по звучанию перевод слова на другой язык. Примеры подобных обозначений приведены на рис.4, 5, 6.
Рис.4
Рис.5
Рис.6
Введение потребителя в заблуждение возможно также в том случае, если обозначение, регистрируемое с согласия правообладателя противопоставленного товарного знака, содержит изображение или слово (в том числе без смыслового значения), имеющееся в противопоставленном товарном знаке, а также являющееся значимыми для индивидуализации товаров, как в регистрируемом обозначении, так и в противопоставленном товарном знаке. Примеры таких обозначений приведены на рис. 7, 8. Для регистрации такого заявленного обозначения также недостаточно документа, подтверждающего согласие правообладателя, и требуется подтверждение наличия "родственных связей" между заявителем и правообладателем.