Развитие рынка связи и массовых коммуникаций, рост информационной открытости государства, общества и граждан требуют обеспечения их правовой защищенности и безопасности, добросовестной конкуренции и баланса экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ежегодно проводит свыше 20 тыс. мероприятий в рамках осуществления государственного контроля (надзора) всех видов, более половины из которых заканчиваются выдачей предписаний об устранении выявленных нарушений.
По мере развития информационных технологий и расширения их использования в различных видах деятельности возникают дополнительные угрозы, в том числе многочисленные случаи вторжения в частную жизнь граждан Российской Федерации, которые являются нарушением их конституционных прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Остается низким уровень развития отечественного производства товаров и услуг в сфере информационных технологий. Российская Федерация отстает от мировых лидеров, в том числе и в технологиях создания электронной компонентной базы (доля на мировом рынке электроники составляет 0,5 процента). На преодоление сложившейся ситуации должны быть направлены организационные меры, в том числе:
обеспечение пониженной ставки взносов в государственные внебюджетные фонды;
государственная поддержка информационно-технологических компаний со статусом "отечественный производитель".
Создана пилотная зона российской инфраструктуры грид-сети, в том числе центр управления и мониторинга сети, 2 узла концентрации сетевого трафика, 4 узла доступа, 3 центра разработки и адаптации пакетов прикладных программ. Однако широкого прикладного применения результаты создания пилотной зоны пока не получили.
В хозяйственной жизни электронные формы взаимодействия еще не получили должного развития, в том числе из-за отсутствия уверенности в их безопасности и защищенности информации, недоверия к платежам в электронной форме.
До конца не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями, в том числе не созданы доступные механизмы обеспечения "цифрового доверия", открытые стандарты взаимодействия информационных систем.
Распространение информационных технологий объективно вызвало увеличение количества компьютерных преступлений. Однако отмечается ускоренный рост преступлений корыстной направленности, причем наносимый материальный ущерб увеличивается. Также увеличилось количество компьютерных преступлений, совершенных группами, в том числе трансграничных компьютерных преступлений. Информационные технологии становятся инструментом выполнения традиционных (не компьютерных) преступлений (хищения, вымогательство, мошенничество, террористическая деятельность).
В национальном сегменте сети Интернет не в полной мере обеспечена защита от негативной информации - пропаганды наркотиков, порнографии, культа насилия и жестокости. Угрозу государственной и общественной безопасности составляют сайты насильственной, экстремистской и иной противоправной направленности, использование сети Интернет и мобильной телефонии для организации скрытых каналов связи и пропаганды террористической деятельности.
Таким образом, реализация подпрограммы нацелена на:
снижение количества компьютерных преступлений, роста их корыстной направленности, а также на минимизацию размера наносимого материального ущерба;
создание необходимой инфраструктуры, обеспечивающей информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями, отсутствие доступных механизмов обеспечения доверия к электронной подписи.