Недействующий

О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" (с изменениями на 26 декабря 2013 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313)

I. Характеристика состояния сферы создания и использования информационных и телекоммуникационных технологий в Российской Федерации, прогноз ее развития и основные проблемы

          

Отрасль информационных и телекоммуникационных технологий (далее - информационные технологии) в 2000-2008 годах развивалась высокими темпами, ежегодный прирост составлял около 25 процентов, что существенно выше среднегодовых темпов роста валового внутреннего продукта и роста отдельных отраслей. Информационные технологии и информационные услуги стали достаточно существенной статьей российского несырьевого экспорта.

Однако, во-первых, сводные индексы и межстрановые сопоставления характеризуют Российскую Федерацию не лучшим образом, что говорит о пока еще недостаточном уровне развития отрасли информационных технологий, отставании от мировых лидеров, а также о нереализованности потенциала уже существующих инфраструктур и технологий. Например, в рейтинге стран по индексу развития информационных и телекоммуникационных технологий Российская Федерация занимала в 2008 году 48-е место из 159 со значением индекса 4,54 при максимальном его значении 7,85 (в 2007 году - 46-е место со значением индекса 4,13 при значении страны-лидера 7,27). Но эта довольно высокая позиция обеспечена во многом факторами, не связанными с информационными технологиями. В состав индекса входят показатели инфраструктуры связи и телекоммуникаций, доступа к сети Интернет и ее использования, показатели образованности пользователей. Российская Федерация по этим субиндексам в 2008 году занимала соответственно 45-е, 59-е и 26-е место. Существенное отличие в позициях по субиндексам характеризует отставание в технических вопросах создания и развития информационного общества от готовности людей к использованию возможностей информационного общества и тем самым определяет потенциал развития сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" (далее - Программа). Также следует отметить, что по некоторым параметрам Российская Федерация не сильно отличается от европейских стран, где доля сектора информационных технологий составляет около 5 процентов валового внутреннего продукта, около 30 процентов населения никогда не пользовались сетью Интернет и только 38 процентов граждан использовали сеть Интернет при получении государственной услуги (в основном для получения формы заявления).

Во-вторых, высокие темпы роста отрасли были обеспечены во многом благодаря новым рынкам, новым продуктам и услугам (сотовая связь, компьютерное оборудование, консалтинг и др.) на фоне низкого начального уровня развития информационных технологий в России в целом.

В-третьих, высокие темпы роста нового сегмента отрасли статистически маскируют инерцию в таких традиционных сегментах, как услуги электросвязи, почтовые услуги и средства массовой информации. Например, по состоянию на 2010 год в среднем в промышленно развитых странах доля абонентов, подключенных к современным цифровым станциям, составляла 70 процентов, а подключенных к узлам, оборудованным программируемыми коммутаторами, - 30 процентов. В Российской Федерации указанные показатели составили 44,9 процента и 0,1 процента соответственно. Тем не менее, хотя такие сегменты не демонстрируют "прорывные" темпы развития, планомерная работа обеспечивает доступность услуг и единство информационного пространства. Так, уровень цифровизации на местной телефонной сети увеличился с 76,2 процента в 2008 году до 78,6 процента в 2009 году, причем темпы цифровизации сельской сети превышают темпы цифровизации городской сети.

Выполнение федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65, обеспечило основу реализации Программы в части внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг, в том числе:

создан ряд государственных информационных систем, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Единый портал), портал государственных и муниципальных закупок, государственную автоматизированную систему "Управление" (далее - система "Управление"), интернет-узел для обеспечения бесперебойной работы интернет-ресурсов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, типовую информационную систему поддержки деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг для субъектов Российской Федерации;

созданы сеть удостоверяющих центров и сеть общественного доступа к государственным услугам;

разработаны опытные образцы оборудования и программных средств для анализа реализации и прогнозирования выполнения работ по приоритетным национальным проектам, мониторинга и оценки эффективности управления бюджетными ресурсами, информационно-поисковых систем хранения и обработки мультимедийной информации.

Развитие отрасли информационных технологий может сдерживаться низкими темпами роста экономики в целом и в территориальном отношении, что проявляется в "цифровом неравенстве" использования информационных технологий в домашних хозяйствах регионов. В рейтинге готовности регионов России к информационному обществу индекс лидера в 22 раза превышает индекс региона-аутсайдера. Существуют проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей. Не более четверти домашних хозяйств и чуть более четверти организаций используют широкополосный доступ в сеть Интернет, даже лидер (г.Москва) отстает на 8 процентных пунктов от уровня использования широкополосного доступа в странах Европейского союза. Невысокой является скорость получения потребителями данных из сети Интернет. Так, средняя скорость доступа к сети Интернет в регионах составляет от 128 Кбит/с до 1 Мбит/с, в г.Москве - 7,5 Мбит/с, в г.Санкт-Петербурге - 6 Мбит/с. Весьма дорогими являются услуги в сфере информационных технологий для ряда социальных групп. Качество услуг не соответствует ожиданиям, распространение навыков использования информационных технологий в работе и повседневной жизни явно недостаточно, стандарты профессиональной подготовки работников отрасли устарели, отмечается высокая зависимость от зарубежной продукции в сфере информационных технологий, а также низкий уровень правовой защиты интеллектуальной собственности.

Основными проблемами, на разрешение которых нацелена Программа, являются:

износ и выработка ресурса сетевой инфраструктуры на протяженных участках территории Российской Федерации, рост стоимости "последней мили" сетей связи;

организация широкополосного доступа, в том числе беспроводного, к сети Интернет для конечных пользователей, низкие показатели качества доступа к сети Интернет;

наличие малой доли радиочастотного спектра, который могут использовать гражданские пользователи, высокой доли спектра, относимого к категории совместного использования (более 90 процентов);

необходимость высвобождения частот для цифрового вещания;

несоответствие качества и структуры услуг федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" нормативным требованиям и ожиданиям потребителей услуг;

отставание темпов развития отрасли связи от мирового уровня;

сохранение невысокой (менее 1 процента) доли Российской Федерации на мировом рынке электроники;

наличие низкого уровня конкуренции на российском рынке информационных технологий, в том числе за счет существенных административных барьеров;

наличие невысокой доли качественного отечественного телекоммуникационного оборудования, в том числе в отрасли связи;

наличие высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и органами государственной власти;

преимущественно локальный, ведомственный характер внедрения современных средств на основе информационных технологий в государственном управлении;

недостаточность темпов развития инфраструктуры доступа населения к сайтам органов государственной власти и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания населения;

наличие низких навыков использования информационных технологий, в том числе среди государственных служащих;

увеличение количества компьютерных преступлений, рост их корыстной направленности, а также наносимого этими преступлениями материального ущерба;

несоответствие объема услуг наземного эфирного телерадиовещания (1-2 телевизионных канала за пределами крупных городов) и аналогового формата вещания современным требованиям и сохранение информационного неравенства на территории страны;

наличие низкого уровня правовой защиты интеллектуальной собственности в сети Интернет, продолжение поиска компромисса между правом на информацию и авторским правом;

недостаточность научно-методического обеспечения процесса становления информационного общества в Российской Федерации;

отсутствие в формах федерального статистического наблюдения сведений, необходимых для расчета показателей, представляемых в международные организации, ответственные за формирование индексов развития информационных технологий и электронного правительства (Международный союз электросвязи, ООН и др.);