МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 июня 2010 года N 13-1/10/2-4573

[О направлении Рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта]


Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 27 января 2010 года N Пр-192 и пункта 1 Плана по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 год, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным 2 марта 2010 года N 972п-13, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвержден приказ "О проведении в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта".

Минздравсоцразвития России направляет для использования в работе рекомендации по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта. Рекомендации подготовлены на основе анализа опыта субъектов Российской Федерации по применению системы социального контракта при оказании помощи нуждающимся гражданам, а также международной практики по данному вопросу.

Заместитель
М.А.Топилин



Рекомендации по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта



Настоящие рекомендации по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта (далее - Рекомендации) подготовлены в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 января 2010 года N Пр-192 и в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, Планом подготовки актов по их реализации (пункт 72), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1996-р, Планом по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 год, утвержденным 2 марта 2010 года N 972п.

1. Общие положения

1.1. Целью внедрения технологии оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта является повышение качества жизни указанной группы населения путем активизации адаптивных возможностей малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина).

1.2. Социальный контракт - это договор о взаимных обязательствах между малоимущим гражданином и органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации о предоставлении ему и (или) его семье государственной социальной помощи в виде денежных выплат, социальных услуг или натуральной помощи.

1.3. Ожидаемыми результатами применения технологии оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта являются:

реализация трудового потенциала получателей государственной социальной помощи;

повышение уровня и качества жизни малоимущих граждан за счет постоянных самостоятельных источников дохода в денежной или натуральной форме;

социальная реабилитация членов малоимущих семей (малоимущих одиноко проживающих граждан);

повышение социальной ответственности получателей помощи, снижение иждивенческого мотива их поведения.

1.4. Основными принципами реализации новой технологии оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам на условиях заключения социального контракта являются: добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта, индивидуальный подход при определении условий социального контракта, целевой характер оказания социальной помощи.

1.5. Внедрение технологии оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам на условиях заключения социального контракта рекомендуется возложить на орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, осуществляющий взаимодействие с другими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Условия оказания малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам) государственной социальной помощи на основе социального контракта

2.1. Государственная социальная помощь на основе социального контракта оказывается малоимущей семье (малоимущему одиноко проживающему гражданину), признанным в установленном порядке малоимущими.

2.2. Государственная социальная помощь на период действия социального контракта может оказываться одновременно с оказанием других видов государственной социальной помощи.

2.3. Государственная социальная помощь малоимущей семье (малоимущему одиноко проживающему гражданину) на основе социального контракта оказывается при согласии заявителя и всех совершеннолетних членов семьи.

3. Виды, размер и период оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта

3.1. Оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта осуществляется в виде:

денежных выплат (ежемесячное социальное пособие, единовременная выплата);

социальных услуг;

жизненно необходимых товаров (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

3.2. Государственная социальная помощь на основе социального контракта устанавливается на период от трех до шести месяцев, либо оказывается единовременно. Период оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта может быть продлен с учетом конкретных результатов его выполнения.

3.3. Размер ежемесячного социального пособия на период действия социального контракта определяется в пределах разницы между величиной прожиточного минимума малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина), определяемой с учетом величин прожиточных минимумов, установленных субъектом Российской Федерации для соответствующих социально-демографических групп населения, и совокупным доходом малоимущей семьи (доходом малоимущего одиноко проживающего гражданина). Ежемесячное социальное пособие не может быть ниже минимального размера ежемесячного социального пособия малоимущим гражданам, установленного в субъекте Российской Федерации.

Размер единовременной выплаты малоимущей семье (малоимущему одиноко проживающему гражданину) определяется с учетом мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, и не может превышать максимальный размер единовременной выплаты малоимущим гражданам, установленный в субъекте Российской Федерации.

3.4. Денежная выплата, полученная гражданами, заключившими социальный контракт, может быть использована исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту, в том числе на развитие личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйства (покупка домашнего скота, птицы и др.); организацию индивидуальной предпринимательской деятельности; покупку учебников и других школьных принадлежностей; расходы на ремонт жилища, хозяйственных построек; лечение; иные мероприятия, предусмотренные социальным контрактом.

В случае получения членом семьи, признанным в установленном порядке безработным, выплат на содействие самозанятости и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, государственная социальная помощь в виде единовременной выплаты социальным контрактом не предусматривается.

3.5. Предоставление жизненно необходимых товаров и других видов натуральной помощи гражданам, заключившим социальный контракт, осуществляется с учетом состава семьи и ее материально-бытового положения.

4. Порядок назначения государственной социальной помощи на основе социального контракта

4.1. Государственная социальная помощь на основе социального контракта назначается органом социальной защиты по месту жительства на основании заявления установленной формы (приложение N 1 к настоящим Рекомендациям) и заполненной анкеты о семейном и материально-бытовом положении (приложение N 2 к настоящим Рекомендациям).

Гражданин, обратившийся с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта, предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность.

Заявление должно содержать письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи заявителя.

4.2. Специалисты органа социальной защиты населения по месту жительства в ходе собеседования с заявителем заполняют "Лист собеседования", в который со слов заявителя вносится информация о проблемах семьи, её возможностях по выходу из трудной жизненной ситуации (приложение N 3 к настоящим Рекомендациям). Собеседование проводится в течение 10 дней со дня подачи заявления в орган социальной защиты населения.

4.3. Орган социальной защиты населения обязан проверить представленные гражданином сведения.

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно, в результате которой составляется акт материально-бытового обследования условий проживания малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) согласно форме, утвержденной органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.

В случае проведения дополнительной проверки сведений срок рассмотрения заявления продлевается по решению руководителя органа социальной защиты населения, но не более чем на один месяц.

4.4. На основе заявления гражданина, анкеты о семейном и материально-бытовом положении, листа собеседования и акта материально-бытового обследования специалисты органа социальной защиты населения с участием заявителя разрабатывают программу социальной адаптации семьи (одиноко проживающего гражданина) на период действия социального контракта (приложение N 4 к настоящим Рекомендациям).

Программа социальной адаптации утверждается руководителем органа социальной защиты населения.

В программе социальной адаптации указываются намечаемые мероприятия по социальной адаптации, в числе которых могут быть:

а) активный поиск работы при посредничестве государственного учреждения - центра занятости населения, регистрация в качестве ищущего работу либо безработного, получение государственных услуг в сфере занятости населения (профессиональное обучение, профессиональная ориентация), обязательное участие в общественных работах, временной занятости;

б) осуществление индивидуальной трудовой деятельности, ведение личного подсобного хозяйства;

в) обеспечение посещения детьми школы и других образовательных учреждений;

г) добровольное лечение от алкогольной (наркотической) зависимости;

д) осуществление ремонта жилья и хозяйственных построек, подготовка к осенне-зимнему отопительному периоду;

е) другие мероприятия по социальной адаптации.

4.5. Решение об оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта (или об отказе) принимается Межведомственной комиссией, образованной из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов службы занятости населения, общественных и иных заинтересованных организаций (далее - Комиссия). Решение Комиссии оформляется протоколом.

Положение о Комиссии утверждается руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Решение об оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта (или об отказе в её оказании) принимается в течение 25 дней со дня регистрации заявления.

4.6. Социальный контракт между получателем государственной социальной помощи и органом социальной защиты населения в лице его руководителя (приложение N 5 к настоящим Рекомендациям) заключается после принятия Комиссией решения об оказании заявителю государственной социальной помощи на основе социального контракта.

4.7. В случае отказа в оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта в протоколе заседания Комиссии указывается причина отказа. Решение об отказе в оказании государственной социальной помощи доводится до сведения заявителя в письменной форме в течение 5 рабочих дней.

4.8. Специалист органа социальной защиты населения осуществляет сопровождение социального контракта и контроль за выполнением программы социальной адаптации на всех этапах выполнения социального контракта, проводит оценку его эффективности.

4.9. Комиссия по предложению органа социальной защиты населения может продлить срок социального контракта в случае невыполнения мероприятий программы по социальной адаптации по независящим от участников программы причинам (болезнь, иные заслуживающие внимания обстоятельства).

5. Определение состава малоимущей семьи и ее доходов

5.1. Состав малоимущей семьи для расчета среднедушевого дохода семьи определяется в соответствии со статьями 13 и 14 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации по вопросам оказания государственной социальной помощи. В случае совместного проживания в одном домохозяйстве нескольких родственных семей или родственников, не входящих в семью, сведения о ведении совместного хозяйства, указанные в заявлении гражданина, подтверждаются актом проверки жилищных условий и материально-бытового положения домохозяйства.

5.2. Доходы малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) учитываются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".

5.3. Для расчета величины прожиточного минимума малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) используются величины прожиточного минимума, установленные в субъекте Российской Федерации для соответствующих социально-демографических групп населения, на день подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

6. Финансирование государственной социальной помощи малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам) на основе социального контракта


Финансирование расходов, связанных с оказанием государственной социальной помощи гражданам на основе социального контракта, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий год.

Финансирование государственных услуг в сфере занятости, предоставляемых членам малоимущих семей (малоимущим одиноко проживающим гражданам), являющимся получателями государственной социальной помощи на основе социального контракта, осуществляется из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также из средств федерального бюджета, направляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций на реализацию переданных полномочий в сфере занятости населения и в виде субсидий на реализацию программ дополнительных мер по снижению напряженности на региональных рынках труда.

Оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта может осуществляться также за счет внебюджетных средств.

     

Приложение N 1
 к Рекомендациям

Начальнику Управления/Отдела социальной защиты

от гр.

адрес регистрации

адрес фактического проживания:

паспортные данные

(дата выдачи, кем выдан, серия, номер)

телефон

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»