Действующий

Об утверждении Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу

2. Оценка рисков

Реализация настоящей Стратегии сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов, включая:

макроэкономические риски, связанные с возможными критическими ситуациями в общих тенденциях социально-экономического развития страны. Подобная ситуация сложилась в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, что, однако, не вызвало прекращения или недопустимого сокращения уровня работ Российской Федерации в Антарктике, поскольку уход России из этого региона поставил бы под вопрос роль Российской Федерации в качестве государства - первоначального участника и ведущей Консультативной Стороны Договора об Антарктике, привел бы к фактически безвозвратной потере обширной экспедиционной инфраструктуры в Антарктике и негативно отразился на престиже страны. В 1997 году Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 1113) был установлен перечень минимально допустимых параметров деятельности Российской антарктической экспедиции, которые несмотря на экономические трудности того времени гарантировали активное присутствие нашей страны в Антарктике и сохранение тем самым ее геополитических претензий в этом регионе планеты;

риски снижения международной активности России в системе Договора об Антарктике. Договор об Антарктике и иные соглашения, заключенные в его развитие, создали всеобъемлющую систему правового регулирования всех аспектов деятельности в Антарктике, позволили гармонизировать национальные приоритеты государств - участников Договора об Антарктике и интересы поддержания мира и стабильности, обеспечения международного сотрудничества в этом регионе. Они заложили прочный фундамент, позволяющий эффективно решать любые проблемы, связанные с правовым статусом Антарктики. В последние годы активно обсуждаются вопросы, связанные с заявками на континентальный шельф в районе действия Договора об Антарктике тех государств, которые заявили о своих территориальных претензиях в этом регионе. Благодаря активным и согласованным усилиям заинтересованных государств удалось найти такое решение проблемы, которое не размывает установленный Договором об Антарктике правовой режим, а подтверждает его незыблемость и необходимость безусловного и ответственного соблюдения всеми государствами-участниками его целей и принципов. Найденное решение позволило в полной мере учесть законные интересы всех государств - участников Договора об Антарктике. Ситуация с правами на антарктический континентальный шельф и его ресурсы требует активизации отечественных геолого-геофизических исследований Антарктики, связанных с оценкой перспектив на различные виды полезных ископаемых. Кроме того, в последние годы возобновились попытки привнесения в систему Договора об Антарктике чуждых концепций, например равноправного раздела прибылей от использования результатов научной деятельности в Антарктике, общего наследия человечества, что противоречит его целям и принципам и требует проведения активной внешнеполитической линии в рамках системы Договора об Антарктике и в различных международных организациях, прежде всего в Организации Объединенных Наций;

операционные риски, связанные с недостаточной нормативной правовой поддержкой осуществляемой в Антарктике деятельности. В частности, недостаточная регламентация государствами - участниками Договора об Антарктике неправительственной деятельности, а также попытки государств, не являющихся его участниками, организовывать собственные экспедиции в регионе являются существенным фактором риска при реализации настоящей Стратегии. Отсутствие или несовершенство законодательства государств - участников Договора об Антарктике в части регламентации деятельности в Антарктике приводит к появлению проблемы так называемого "удобного флага", когда операторы, например туристические, стремятся вести свою деятельность под флагом государств, которые не обременяют себя соблюдением жестких природоохранных требований, вытекающих из Протокола по охране окружающей среды, а также проблемы деятельности в Антарктике государств, которые не присоединились к Договору об Антарктике. Существует потенциальная угроза неконтролируемого роста такой активности, что чревато рисками для системы Договора в целом. Снижение этого вида рисков может быть достигнуто за счет усиления взаимодействия в рамках системы Договора об Антарктике, а также других международных организаций.

Рассматривая факторы риска, связанные с конкурирующими научно-исследовательскими проектами, выполняемыми в антарктических экспедициях государств - участников Договора об Антарктике, следует отметить, что Российская Федерация обладает рядом неоспоримых преимуществ в организации некоторых антарктических исследований и работ, в том числе:

наличие активно действующей сети мониторинга состояния различных характеристик окружающей среды Антарктики (верхняя свободная и приземная атмосфера, магнито- и ионосфера, прибрежная гидросфера, морская и сухопутная криосфера, литосфера, биосфера), признанной международным научным сообществом, включая Всемирную метеорологическую организацию;

открытие и изучение подледникового озера Восток с использованием российских технологий глубокого бурения льда и проникновения в воды озера, существующие достижения в области молекулярной биологии по изучению биоразнообразия поверхностного слоя вод подледникового озера;

наличие достижений в области изучения физики солнечно-земных связей в полярных шапках планеты, включая антарктический регион, и воздействия физических полей неэлектромагнитного происхождения на биохимические реакции;

наличие достижений в области изучения геологического строения материка Антарктида и дна окружающих его морей;

исследование роли и места Антарктики в глобальных климатических изменениях;

достижение значительного объема накопленных фундаментальных знаний о функционировании экосистем Антарктики в сочетании с большим опытом организации комплексных океанографических исследований в полярных регионах.