Действующая российская инфраструктура в Антарктике была создана в основном в 70-80 годах ХХ века. В настоящее время Российская антарктическая экспедиция осуществляет деятельность на 5 круглогодичных антарктических станциях (Мирный, Восток, Прогресс, Новолазаревская, Беллинсгаузен) и 5 сезонных полевых базах (Дружная-4, Союз, Молодежная, Ленинградская и Русская). Законсервированными остаются геолого-геофизические сезонные полевые базы Дружная-1, Дружная-2, Дружная-3, Оазис Бангера и Комсомольская.
Круглогодично действующая антарктическая станция - это комплекс капитальных сооружений, обеспечивающих автономное проживание и условия для работы экспедиционного персонала. Станция кроме служебно-жилых помещений имеет различные научные лаборатории, дизельные электростанции (основную и резервную), мастерские, гараж, кают-компанию, радиостанцию, медсанчасть, банно-прачечный комплекс, склады, стационарную базу горюче-смазочных материалов с резервными емкостями, комплекс водоподготовки, очистные сооружения для утилизации отходов жизнедеятельности, транспортную технику различного назначения, взлетно-посадочные полосы (при наличии необходимых природных условий).
Сезонные полевые базы предназначены для проведения исследований и работ в летний антарктический период. Они состоят из временных служебно-жилых помещений, построенных, как правило, из сборно-щитовых конструкций, основной и аварийной дизель-электростанции, мастерской, радиостанции, бани, медицинского блока и необходимой транспортной техники.
К объектам экспедиционной инфраструктуры также относятся снежно-ледовые взлетно-посадочные полосы, трассы санно-гусеничных походов, экспедиционные морские и воздушные суда.
Существенным является географическое расположение антарктических станций и полевых баз, позволяющее организовать научные исследования в различных природно-ландшафтных комплексах Антарктиды и континентальный мониторинг состояния окружающей среды, а также наблюдение за деятельностью иностранных антарктических экспедиций, что предусмотрено Договором об Антарктике.
В настоящее время абсолютное большинство объектов инфраструктуры Российской антарктической экспедиции значительно изношено, технологически устарело и требует модернизации или реконструкции. Требуется ремонт и реконструкция служебно-жилого фонда станций Беллинсгаузен, Новолазаревская и Восток. Необходимо завершить строительство зимовочного комплекса и снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс.
По сложившейся практике и учитывая суровые природно-климатические факторы, реконструкция и перестройка антарктических станций проводится иностранными государствами, осуществляющими деятельность в Антарктике, не реже одного раза в 15-20 лет.
Судовое обеспечение деятельности Российской антарктической экспедиции с 1997 года осуществляется с использованием двух судов научно-экспедиционного судна "Академик Федоров" Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и научно-исследовательского судна "Академик Александр Карпинский" Федерального агентства по недропользованию. Этого количества судов недостаточно для выполнения экспедиционных задач и безопасности деятельности России в Антарктике.
По заказу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с 2007 года осуществляется проектирование и строительство нового научно-экспедиционного судна для Российской антарктической экспедиции. Ввод в эксплуатацию в 2012 году нового судна позволит расширить возможности выполнения задач Российской антарктической экспедиции. Однако необходимо учитывать, что предельный срок эксплуатации научно-экспедиционного судна "Академик Федоров", построенного в 1987 году, в антарктических водах может быть ограничен Российским морским регистром судоходства 2017 годом.
Аналогичные проблемы судового обеспечения антарктических исследований возникают у организаций Федерального агентства по недропользованию и Федерального агентства по рыболовству. Для выполнения работ Федерального агентства по недропользованию требуется новое геолого-геофизическое судно. В связи с отсутствием в настоящее время специализированных судов для Федерального агентства по рыболовству требуется 2 новых крупнотоннажных научно-исследовательских судна ледового класса, оснащенных соответствующим научным и промысловым оборудованием для проведения комплексных рыбохозяйственных и океанографических исследований по научному обеспечению отечественного рыболовства в Антарктике.
Существенной проблемой для деятельности России в Антарктике стало также отсутствие в оснащении станций среднемагистральных самолетов на лыжно-колесных шасси отечественного производства, что не позволяет организовать межстанционную авиационную связь, ограничивает возможность проведения транспортных операций и их безопасность.
Для усиления авиационной поддержки работ Российской антарктической экспедиции предусматривается создание отечественного среднемагистрального самолета на лыжно-колесном шасси. Речь идет о самолете Ил-114Т-100. Планируется создание летно-исследовательского центра Арктики и Антарктики и оснащение его двумя самолетами Ил-76ТД-90 и тремя самолетами Ил-114-100Т на колесно-лыжных шасси.
Таким образом, несмотря на предпринятые Правительством Российской Федерации в предыдущие годы шаги по улучшению состояния инфраструктуры в Антарктике, сохраняются большие проблемы по ее модернизации, реновации и приведению в соответствие с укрепляющимся международным статусом Российской Федерации как в политической, так и в экономической сферах.
Решение задачи по модернизации и реорганизации российской экспедиционной инфраструктуры в Антарктике предусматривает:
увеличение количества экспедиционных морских судов, воздушных судов, транспортеров для внутриконтинентальных походов, обеспечивающих экспедиционные работы;
увеличение числа введенных (построенных или капитально отремонтированных) капитальных объектов на российских антарктических станциях.