Недействующий

Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2009-2012 годы (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

5.2. Рабочее время. Время отдыха

5.2.1. Особенности режима труда и отдыха плавсостава устанавливаются в соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утверждаемым приказом Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России).

5.2.2. Для всех моряков устанавливается рабочая неделя с нормальной продолжительностью рабочего времени 40 часов - для работающих в нормальных условиях труда. Для работающих во вредных и опасных условиях труда устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов. При этом месячная, годовая норма рабочего времени подсчитывается исходя из принятой за основную пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями.

Норма рабочего времени для женщин, работающих на судах предприятий и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, определяется исходя из 36-часовой рабочей недели.

5.2.3. Каждый моряк при работе на судне должен иметь не менее одного периода времени, состоящего из 8 последовательных часов отдыха в течение 24 часов. При стоянках в портах в зависимости от конкретных условий капитан может устанавливать для командного состава суточное дежурство с предоставлением после его окончания отдыха продолжительностью не менее 48 часов. Организация вахт и работ, обеспечивающая выполнение настоящего требования, возлагается судовладельцем на капитана и старшего (главного) механика судна.

5.2.4. Установленной продолжительностью рабочего времени для работников является время, в течение которого они обязаны исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с графиком несения вахт и выполнения судовых работ, а также распорядком дня на судне, утверждаемым капитаном судна в соответствии с "Уставом службы на судах морского флота", вводимым в действие приказом Минтранса России (далее - Устав службы).

5.2.5. Графики несения вахт и выполнения судовых работ моряками предусматривают, как правило, трехсменные вахты или ежедневную работу суммарной продолжительностью 8 часов в сутки без освобождения от работы на судне в выходные и нерабочие праздничные дни.

Для плавсостава судовладелец устанавливает суммированный учет рабочего времени.

5.2.6. Время работы сверх нормы рабочего времени при работе по установленному в соответствии с п.5.2.5 Соглашения графику суммируется и предоставляется работнику в виде оплачиваемых суммированных дней отдыха (отгулов). При определении количества суммированных дней отдыха (отгулов) из фактически отработанных часов исключается норма рабочего времени (в часах), приходящаяся на период рассчитываемых отгулов.

Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику вахт (работ) и нормой рабочего времени за этот же период на нормальную продолжительность рабочего дня, предусмотренную п.5.2.2 Соглашения.

5.2.7. В случаях, если работнику невозможно предоставить суммированные дни отдыха (отгулы) полностью, неиспользованные дни отдыха по соглашению сторон трудового договора компенсируются судовладельцем в денежной форме на условиях и в порядке, определенном п.5.4.3 Соглашения.

5.2.8. Работа моряков сверх утвержденного графика в целях учета рабочего времени считается сверхурочной, если иное не предусмотрено Соглашением. Привлечение членов экипажа к сверхурочным работам допускается с согласия моряка.

5.2.9. Авральные и аварийные работы производятся моряками по распоряжению капитана судна в течение либо сверх установленной продолжительности рабочего дня, являются обязательными для всех членов экипажа и не требуют получения согласия моряка и/или судового комитета (представителя Профсоюза на судне).

5.2.10. К авральным работам относятся выполняемые моряками на борту судна:

- работы в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтенной службы;

- работы, связанные с входом судна в порт и выходом из него: открытие и закрытие грузовых люков, постановка и уборка трапов, сходен, швартовка и отшвартовка судна, подъем якорей, постановка и уборка парусов;

- работы, связанные с выполнением таможенных и других формальностей;

- работы по переводу судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, специально работающих на рейде или в порту;

- работы по установке и снятию землечерпательного каравана;

- работы по перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.

Авральные работы, выполняемые членами экипажей сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

5.2.11. Капитан, по мере возможности, обязан сводить к минимуму количество отработанного времени на авральных работах.

5.2.12. Следующие виды работ не признаются сторонами Соглашения авральными (сверхурочными) и не подлежат учету (их оплате) независимо от времени их выполнения:

- все виды аварийных работ, связанные с: устранением аварийного состояния судна, его систем и механизмов, препятствующего дальнейшему следованию судна до первого порта; организацией и проведением спасения судна, груза и жизни людей, спасением терпящих бедствие судов; ликвидацией аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также все виды обязательных тревог и учений;

- выполнение распорядительских функций, возложенных на командный состав судов Уставом службы, в том числе связанных с представлением интересов судовладельца в портах захода судна;

- заполнение вахтенных журналов и ведение документации по заведованию (включая оформление приходов и отходов судна);

- время, необходимое для нормальной смены вахт;

- подмена вахты на время приема пищи в соответствии с распорядком дня на судне;

- поддержание чистоты в своей каюте.