В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 48-ФЗ установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).
Одновременно в части 2 данной статьи имеется указание на то, что опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно.
Таким образом, заключение договоров производится только в случае установления опеки на возмездной основе.
Необходимо отметить, что Федеральный закон N 48-ФЗ вступил в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.
Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу.
Переоформлять указанные договоры необходимо только по желанию приемных родителей или патронатных воспитателей.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 423 утверждены Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного.
В соответствии с указанным документом основанием для заключения договора являются заявление гражданина с просьбой о назначении его опекуном или попечителем, исполняющим свои обязанности возмездно, и акт органа опеки и попечительства, которым назначен опекун или попечитель, исполняющий свои обязанности возмездно. Договор заключается в течение 10 дней со дня принятия указанного акта.
Иной последовательности в действиях органа опеки и попечительства законодательством не установлено. При этом указанные положения относятся ко всем договорам, включая договоры о приемной семье и патронатной семье.
Следует отметить, что в законодательстве отсутствуют ограничения на заключение договора о возмездном осуществлении опеки или попечительства для родственников несовершеннолетнего.
Опекуны или попечители несовершеннолетних, уже оформившие опеку или попечительство на безвозмездной основе, также вправе подать заявление с просьбой о назначении их опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно. Органы опеки и попечительства должны принимать решение по таким обращениям в каждом случае, исходя из интересов подопечного ребенка.
В случае принятия положительного решения орган опеки и попечительства издает акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, с последующим заключением соответствующего договора.
В случае изменения места жительства опекуна или попечителя и подопечного и издания органом опеки и попечительства по новому месту жительства акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, изданный по старому месту жительства, утрачивает силу. Органу опеки и попечительства, издавшему новый акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, целесообразно уведомить орган опеки и попечительства по старому месту жительства опекуна или попечителя с подопечным об издании нового акта.
Особое внимание необходимо обратить на ситуацию, когда вознаграждение опекуну или попечителю выплачивается за счет доходов от имущества подопечного. Данная норма направлена преимущественно на то, чтобы облегчить подбор опекунов или попечителей для совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, для которых действующим законодательством не предусмотрено возможностей осуществления иных выплат. В отношении же несовершеннолетних подопечных законодательством предусмотрен ряд материальных стимулов для принимающих семей:
________________
Статья 16 Федерального закона N 48-ФЗ.
- во-первых, возможность заключить договор о создан пеиемной или (при наличии соответствующего нормативного обеспечения в регионе) патронатной семьи, согласно которому пеиемные родители (патронатные воспитатели) получают денежное вознаграждение за выполнение своих обязанностей;
- во-вторых, обязательная выплата единовременного пособия при устройстве в ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- в-третьих, право субъектов Российской Федерации предоставлять семьям, воспитывающим детей, оставшихся без попечения родителей, различные меры социальной поддержки в соответствии с законодательством и финансовыми возможностями субъекта Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что имущество несовершеннолетних подопечных (в случае, если оно вообще есть) редко приносит значительный доход, представляется целесообразным рассматривать возможность заключения договоров о выплате опекуну или попечителю вознаграждения за счет дохода от имущества несовершеннолетнего подопечного только в исключительных случаях.