Источниками финансирования настоящей Стратегии являются средства федерального бюджета, средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и средства, полученные от приносящей доход деятельности (средства внебюджетных источников).
Объем расходов за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации определяется в соответствии с соглашениями о выполнении работ регионального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Указанные соглашения заключаются между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и субъектом Российской Федерации в соответствии с установленным разграничением полномочий.
Основным источником внебюджетных средств являются работы по специализированному гидрометеорологическому обеспечению, проводимые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а основными потребителями специализированной информации - такие отрасли экономики, как транспорт, сельское хозяйство, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и электроэнергетика.
Специальный механизм управления финансовыми ресурсами настоящей Стратегии в связи с наличием государственных заказчиков федеральных целевых программ не требуется.
Основные направления расходов на обеспечение настоящей Стратегии предусматривают финансирование следующих мероприятий:
развитие наблюдательной сети;
развитие базовых технологий обработки и распространения данных, а также прогнозирования состояния окружающей среды, ее загрязнения;
развитие Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнения и других фондов данных;
решение прикладных задач;
развитие нормативной правовой базы и экономических институтов, проведение научных исследований, подготовка кадров для нужд отрасли и выполнение других обеспечивающих мероприятий.
Состав, объемы работ и объемы их финансирования за счет средств федерального бюджета в рамках действующих расходных обязательств определяются при разработке государственной программы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, предусматривающей подпрограмму развития деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), федеральных и ведомственных целевых программ, а также при подготовке мероприятий непрограммного характера, обеспечивающих реализацию настоящей Стратегии, в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Финансовое обеспечение выполнения мероприятий настоящей Стратегии за счет средств федерального бюджета на исполнение принимаемых расходных обязательств будет уточняться по результатам рассмотрения этих обязательств в установленном порядке при подготовке федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Проведенный при подготовке настоящей Стратегии анализ показал самоокупаемый характер деятельности по ее реализации - объем экономического эффекта от использования гидрометеорологической информации устойчиво превышает объем бюджетного финансирования Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Так, в 2008 году экономический эффект составил 18,3 млрд. рублей (финансирование - около 8 млрд. рублей), а в 2007 году - 16,8 млрд. рублей (финансирование - 7 млрд. рублей).
Ожидаемый суммарный экономический эффект за период реализации настоящей Стратегии должен превысить в 2,8 раза объемы затрат на ее реализацию. При этом существующие методики оценки не позволяют учесть все параметры выгод от использования гидрометеорологической информации. Указанное соотношение может значительно увеличиться при совершенствовании методов и технологий защиты населения и объектов экономики от воздействия опасных природных явлений и более полном учете природных условий при осуществлении хозяйственной деятельности, а также при совершенствовании методик расчета экономического эффекта.