Действующий

Об утверждении Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата) (с изменениями на 13 октября 2022 года)

Система мониторинга загрязнения окружающей среды

Развитие государственной системы мониторинга загрязнения окружающей среды предусматривает решение целевых задач, связанных с мониторингом загрязнения атмосферного воздуха, качества поверхностных вод, почв и особо охраняемых территорий.

В части задач, связанных с мониторингом загрязнения атмосферного воздуха, предполагается осуществить:

проведение регулярных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и их оптимизацию путем увеличения частоты наблюдений, расширения до международных требований перечня определяемых вредных примесей с учетом выбросов в атмосферу от источников загрязнения в городах с населением свыше 100 тыс. жителей и крупных промышленных центрах;

определение и прогнозирование периодов неблагоприятных метеоусловий, способствующих накоплению вредных примесей в приземном слое воздуха, оказывающих негативное влияние на здоровье населения;

поэтапное внедрение автоматизированных систем непрерывного измерения содержания основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов;

завершение формирования сети пунктов наблюдений за трансграничным переносом веществ, загрязняющих атмосферный воздух, в соответствии с международными соглашениями.

В части мониторинга качества поверхностных вод предполагается осуществить:

организацию регулярных наблюдений на наиболее важных в природоохранном, рыбохозяйственном и рекреационном отношении поверхностных водных объектах и их частях;

оптимизацию сети пунктов наблюдений на водных объектах с учетом изменившейся антропогенной нагрузки;

развитие мониторинга поверхностных морских и пресных вод на трансграничных участках в соответствии с международными соглашениями в области охраны и использования трансграничных вод, а также организацию наблюдений за расходом воды для оценки трансграничного переноса загрязняющих веществ;

организацию комплексного мониторинга текущего состояния и уровня загрязнения морской среды (вода и донные отложения) в соответствии с требованиями международных конвенций по защите Балтийского, Черного и Каспийского морей от загрязнения.

В части мониторинга почв предполагается осуществить:

создание единой сети пунктов наблюдений комплексного мониторинга земель, различных по характеру хозяйственного использования и видам воздействия на них (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), включающего агрохимические, эколого-токсикологические и радиоэкологические обследования почв, а также оценку деградационных процессов и химического загрязнения;

модернизацию сети пунктов наблюдений за загрязнением почв в местах влияния наиболее существенных источников загрязнения в рамках локального мониторинга окружающей среды.

В части мониторинга особо охраняемых природных территорий предполагается осуществить:

развитие сети комплексного мониторинга на особо охраняемых природных территориях, в том числе в заповедниках и национальных парках, а также в заказниках республиканского значения, имеющих международный статус или находящихся в районах, подвергающихся значительным антропогенным воздействиям;

организацию мониторинга загрязнения окружающей среды вдоль крупных транспортных магистралей (автомобильные и железные дороги, зоны интенсивного судоходства, воздушные коридоры);

организацию мониторинга и прогнозирование последствий загрязнения окружающей среды в зонах чрезвычайных экологических ситуаций, в частности в зонах лесных пожаров.

Мероприятия по развитию системы мониторинга загрязнения окружающей среды планируется реализовать в 2 этапа.

На первом этапе (до 2012 года) предполагается осуществить:

выполнение неотложных работ по модернизации и развитию государственного мониторинга загрязнения окружающей среды;

реализацию мероприятий, создающих правовые, методические, информационные и материально-технические условия интеграции данных государственной системы мониторинга;

обеспечение интеграции федеральных, территориальных и локальных сетей наблюдений, а также интеграции информационных потоков с использованием геоинформационных технологий;

разработку регламентов управления информационными потоками при межведомственном взаимодействии, в том числе в части правовых основ ее использования при разработке федеральных и территориальных прогнозов социально-экономического развития, размещении объектов экономики и инфраструктуры;

обеспечение создания и развития территориальных подсистем мониторинга в субъектах Российской Федерации и населенных пунктах с наиболее напряженной экологической обстановкой;

расширение возможностей для потребителей по доступу к данным, в том числе с использованием сети Интернет;

проведение полной технико-экономической оценки проблемы технического переоснащения и внедрения элементов автоматизированных методов и средств мониторинга загрязнения окружающей среды на территории Российской Федерации;

формирование проекта целевой программы на последующий период по технологическому и техническому переоснащению сети пунктов наблюдений, внедрению автоматизированных и автоматических методов и средств мониторинга загрязнения окружающей среды на территории Российской Федерации.

На втором этапе (с 2013 года) предполагается осуществить: