Действующий

О реализации Государственной концепции создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации

2.3. Организация и финансирование платных дорог в Российской Федерации


Основываясь на зарубежном опыте, можно рекомендовать в качестве основной формы реализации проекта платных дорог долгосрочные концессии (сроком до 20-49 лет) на основе концессионных соглашений между организацией, принимающей объект в эксплуатацию на платной основе и органом, уполномоченным государством.

Однако, учитывая неопределенность со сроками принятия законодательства о концессиях, передачу существующих автомобильных дорог в эксплуатацию на платной основе целесообразно основывать на гражданско-правовых договорах, заключаемых с применением норм о публичных договорах. Передачу вновь строящихся автомобильных дорог в эксплуатацию на платной основе следует осуществлять на основе договора между органом, уполномоченным государством, инвестором и юридическим лицом, принимающим объект в эксплуатацию на платной основе.

В качестве организации, принимающей дорогу в эксплуатацию на платной основе, могут выступать:

- акционерные общества;

- государственные предприятия и учреждения.

В случае создания юридического лица, осуществляющего строительство и эксплуатацию платной дороги с участием государства, следует предусматривать в качестве одного из учредителей органы, уполномоченные государством.

В качестве основных источников финансирования создания платных дорог, можно рассматривать:

- средства акционеров-учредителей;

- средства от выпуска облигаций и займов;

- кредиты банков;

- кредиты международных финансовых организаций и другие.

Кроме того, для финансирования платных дорог может предусматриваться использование на долевой основе средств дорожных фондов и бюджетов различного уровня.

Опыт зарубежных стран в создании платных дорог, показывает целесообразность привлечения к участию в акционерном обществе крупных строительных и проектных организаций, которые хотя и не располагают, как правило, значительными финансовыми ресурсами, могут внести свою долю работами, конструкциями и материалами для строительства, проектными разработками, "ноу-хау".

Вероятна возможность привлечения на эти цели отечественных и иностранных инвестиций и кредитов, особенно в регионах, где строительство дорог может существенно повлиять на развитие высокоэффективных предприятий, в первую очередь добывающих отраслей.

В этих целях целесообразно разработать и утвердить порядок предоставления государственных гарантий по кредитам, предоставляемым для строительства (реконструкции) платных автомобильных дорог.

Дополнительные средства для осуществления финансирования платных дорог возможно получить за счет:

- коммерческого использования полосы отвода для создания предприятий обслуживания участников движения;

- организации коммерческих предприятий обслуживания участников движения, в том числе аварийной и спасательной служб;

- заключения договоров с предприятиями обслуживания участников движения на содержание площадок и прилегающих участков дорог;

- рекламной деятельности в полосе отвода дорог;

- заключения договоров с владельцами инженерных коммуникаций и сооружений, расположенных вблизи дороги, о создании безопасных "свободных зон", безопасном проведении работ вблизи дорог и т.д.

Средства, получаемые в процессе функционирования платной автомобильной дороги, должны расходоваться на поддержание высоких транспортно-эксплуатационных характеристик дороги, управление ею, возврат заемных средств с учетом процентов, прибыль акционерного общества. В случае образования средств, превышающих перечисленные расходы, излишки должны расходоваться в первую очередь на реконструкцию платной дороги, дальнейшее повышение ее транспортно-эксплуатационных качеств и комфортности движения, строительство новых участков дороги и подъездов к ней.

Договор на создание и эксплуатацию платной дороги между организацией, принимающей дорогу, и уполномоченным органом государственного управления должен определять:

- состав дорожного объекта, передаваемого в эксплуатацию на платной основе;

- условия передачи объекта, а также создания и функционирования объектов придорожной инфраструктуры;

- условия функционирования объектов придорожной инфраструктуры, объектов сторонних организаций, не передаваемых в составе платного дорожного объекта;

- срок действия договора;

- размеры и условия инвестирования организацией, заинтересованной в создании платного дорожного объекта;