Основываясь на зарубежном опыте, можно рекомендовать в качестве основной формы реализации проекта платных дорог долгосрочные концессии (сроком до 20-49 лет) на основе концессионных соглашений между организацией, принимающей объект в эксплуатацию на платной основе и органом, уполномоченным государством.
Однако, учитывая неопределенность со сроками принятия законодательства о концессиях, передачу существующих автомобильных дорог в эксплуатацию на платной основе целесообразно основывать на гражданско-правовых договорах, заключаемых с применением норм о публичных договорах. Передачу вновь строящихся автомобильных дорог в эксплуатацию на платной основе следует осуществлять на основе договора между органом, уполномоченным государством, инвестором и юридическим лицом, принимающим объект в эксплуатацию на платной основе.
В качестве организации, принимающей дорогу в эксплуатацию на платной основе, могут выступать:
- акционерные общества;
- государственные предприятия и учреждения.
В случае создания юридического лица, осуществляющего строительство и эксплуатацию платной дороги с участием государства, следует предусматривать в качестве одного из учредителей органы, уполномоченные государством.
В качестве основных источников финансирования создания платных дорог, можно рассматривать:
- средства акционеров-учредителей;
- средства от выпуска облигаций и займов;
- кредиты банков;
- кредиты международных финансовых организаций и другие.
Кроме того, для финансирования платных дорог может предусматриваться использование на долевой основе средств дорожных фондов и бюджетов различного уровня.
Опыт зарубежных стран в создании платных дорог, показывает целесообразность привлечения к участию в акционерном обществе крупных строительных и проектных организаций, которые хотя и не располагают, как правило, значительными финансовыми ресурсами, могут внести свою долю работами, конструкциями и материалами для строительства, проектными разработками, "ноу-хау".
Вероятна возможность привлечения на эти цели отечественных и иностранных инвестиций и кредитов, особенно в регионах, где строительство дорог может существенно повлиять на развитие высокоэффективных предприятий, в первую очередь добывающих отраслей.
В этих целях целесообразно разработать и утвердить порядок предоставления государственных гарантий по кредитам, предоставляемым для строительства (реконструкции) платных автомобильных дорог.
Дополнительные средства для осуществления финансирования платных дорог возможно получить за счет:
- коммерческого использования полосы отвода для создания предприятий обслуживания участников движения;
- организации коммерческих предприятий обслуживания участников движения, в том числе аварийной и спасательной служб;
- заключения договоров с предприятиями обслуживания участников движения на содержание площадок и прилегающих участков дорог;
- рекламной деятельности в полосе отвода дорог;
- заключения договоров с владельцами инженерных коммуникаций и сооружений, расположенных вблизи дороги, о создании безопасных "свободных зон", безопасном проведении работ вблизи дорог и т.д.
Средства, получаемые в процессе функционирования платной автомобильной дороги, должны расходоваться на поддержание высоких транспортно-эксплуатационных характеристик дороги, управление ею, возврат заемных средств с учетом процентов, прибыль акционерного общества. В случае образования средств, превышающих перечисленные расходы, излишки должны расходоваться в первую очередь на реконструкцию платной дороги, дальнейшее повышение ее транспортно-эксплуатационных качеств и комфортности движения, строительство новых участков дороги и подъездов к ней.
Договор на создание и эксплуатацию платной дороги между организацией, принимающей дорогу, и уполномоченным органом государственного управления должен определять:
- состав дорожного объекта, передаваемого в эксплуатацию на платной основе;
- условия передачи объекта, а также создания и функционирования объектов придорожной инфраструктуры;
- условия функционирования объектов придорожной инфраструктуры, объектов сторонних организаций, не передаваемых в составе платного дорожного объекта;
- срок действия договора;
- размеры и условия инвестирования организацией, заинтересованной в создании платного дорожного объекта;