Основой механизма создания и развития сети платных автомобильных дорог в Российской Федерации является широкое привлечение негосударственных российских и иностранных инвесторов к созданию платных автомобильных дорог при эффективном государственном регулировании процесса их строительства и эксплуатации.
Планомерное стимулирование привлечения негосударственных инвесторов к финансированию развития сети автомобильных дорог через систему платных дорожных объектов должно сводиться к настойчивым усилиям по целенаправленному улучшению условий для частного инвестирования в строительство и реконструкцию дорог и объектов дорожной инфраструктуры в полосе отвода.
Важно учитывать, что усилия по вовлечению частных инвесторов в дорожную сферу приходится осуществлять в условиях чрезвычайно низкой инвестиционной активности финансовых структур и населения России и наличия серьезной реальной конкуренции со стороны более привлекательных сфер вложения средств. В связи с этим требуется целенаправленная работа как по созданию привлекательных условий для инвесторов в дорожной отрасли, так и по формированию позитивного восприятия общественным мнением необходимости и обоснованности взимания платы за проезд по данной дороге. Усилия органов государственного управления автомобильными дорогами будут направлены в первую очередь на решение следующих задач:
- внедрение передовых форм и методов организации дорожного движения, повышения уровня безопасности дорожного движения на платных автомобильных дорогах и альтернативных дорогах;
- отбор наиболее эффективных объектов для создания платных дорог путем разработки детальных обоснований инвестиций в создание платных дорог;
- организация разъяснительной работы среди населения и потенциальных инвесторов, привлечение интереса со стороны субъектов финансового рынка, выявление среди них наиболее надежных и мобильных структур, способных к работе в новом секторе деятельности;
- разработка и публикация условий торгов инвесторов;
- разработка условий договоров на передачу дорожных объектов в эксплуатацию на платной основе, которые обеспечивали бы гарантии для инвесторов и возможности эффективного контроля органов государственной власти за соблюдением интересов пользователей дороги, за сохранностью передаваемого имущества и соблюдением условий возврата его после окончания срока договора;
- разработка мер по стимулированию инвесторов, включающая в себя налоговые льготы, в том числе по уплате земельного налога и налога на добавленную стоимость;
- разработка мер по повышению надежности инвестиций в платные автомобильные дороги, в т.ч. за счет страхования рисков средствами соответствующих дорожных фондов;
- совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, которая устраняла бы недостатки существующей правовой базы в данной области, позволяла бы органам государственного управления автомобильными дорогами эффективнее влиять на инициирование и создание платных автомобильных дорог;
- совершенствование нормативно-технической базы в целях повышения точности и надежности определения эффективности создания платных дорожных объектов, в т.ч. разработка порядка разработки, согласования и утверждения технико-экономического обоснования инвестиций в создание платных дорог, отраслевой методики прогнозирования транспортных связей и хозяйственной активности в зоне тяготения платных дорожных объектов, расчета эффективности платных дорожных объектов, методов и средств организации формирования общественного мнения по платным дорогам и т.д.
Учитывая масштабность задач по созданию и развитию сети платных автомобильных дорог, Федеральной дорожной службой России образована Дирекция платных дорог в форме государственного учреждения на которую возложены:
- организация взаимодействия органов государственного управления автомобильными дорогами федерального и территориального уровней, органов управления государственным имуществом, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, земельных комитетов, инвесторов и т.д.
- организация подготовки решений о создании платных дорог, разработка обоснований инвестиций в платные дорожные объекты, подготовка заключений и согласований по предложениям о создании платных дорог;
- поиск инвесторов, организация торгов, заключение договоров на создание и эксплуатацию платных дорог;
- контроль за деятельностью платных дорог;
- подготовка предложений по совершенствованию законодательной, нормативной, технической базы для создания платных дорог и др.
Для обеспечения развития сети платных автомобильных дорог на концессионной основе на базе Дирекции платных дорог целесообразно создать государственное акционерное общество.
В целях обеспечения высокого качества и эффективности проектов и нормативно-правовых документов по созданию платных автомобильных дорог образован Экспертный совет при Федеральной дорожной службе России, для участия в работе которого привлечены заинтересованные руководители и специалисты органов управления автомобильными дорогами, независимые эксперты различных специальностей.
В связи с тем, что перечисленные выше мероприятия требуют проработки с привлечением научных учреждений и специалистов, согласования и принятия решений, в том числе законодательными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализацию замыслов создания и развития сети платных дорог предусмотрено осуществлять поэтапно. В качестве первоочередных мер необходимо разработать и утвердить в установленном порядке нормативно-правовые документы, направленные на:
- наделение органов государственного управления автомобильными дорогами общего пользования полномочиями, позволяющими осуществлять государственный контроль за соблюдением интересов государства и пользователей платных автомобильных дорог, выработку рекомендаций органам государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации о наделении аналогичными полномочиями органов государственного управления автомобильными дорогами субъектов Российской Федерации;
- предоставление Федеральной дорожной службе России права проводить конкурсы и аукционы с инвесторами, принимать от имени Российской Федерации долевое участие в строительстве и эксплуатации платных дорог.
Необходимо утвердить "Временный порядок передачи и организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов", "Временный порядок установления стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам, а также использования средств, взимаемых за проезд", "Положение о конкурсе на передачу и организацию эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог общего пользования и расположенных на них мостов, путепроводов и тоннелей" и "Типовой договор о строительстве (реконструкции) и эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог (дорожных объектов)".
В целях отработки правовых и экономических механизмов создания платных автомобильных дорог на первом этапе в 1998 году сформирован с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечень первоочередных дорожных объектов, строительство и эксплуатацию которых планируется осуществить на платной основе, разработаны и утверждены технико-экономические обоснования инвестиций в их создание, начата реализация 2-3 первоочередных проектов, обеспечивающих наибольшую выгоду пользователям, способствующих снижению объемов незавершенного строительства в отрасли и восстановлению наиболее изношенных автомобильных дорог и сооружений на них.