Главной проблемой дорожного хозяйства страны является углубляющееся отставание развития сети автомобильных дорог от потребности транспорта и экономики страны. Ее трудно решить путем финансирования только из Госбюджета, возможности которого ограничены.
Известно, что большинство автомобильных дорог в Российской Федерации не соответствует современным требованиям безопасности и комфортности. Многие годы они строились практически без элементов сервисного обслуживания. Автозаправочные станции, придорожные пункты питания и торговли, которые в связи с развитием частного предпринимательства появились на автомобильных дорогах в большом количестве, располагаются, как правило, хаотично без учета потребностей участников движения и не соответствуют требованиям безопасности движения. Их архитектурный облик, в большинстве случаев примитивен и не способствует созданию гармоничного придорожного ландшафта. Для создания объектов дорожного сервиса также требуются дополнительные источники финансирования.
В этих условиях необходим поиск и привлечение нетрадиционных источников финансирования. Одним из таких источников, по опыту зарубежных стран и результатам исследования отечественных специалистов, может стать создание платных автомобильных дорог, мостов, путепроводов, тоннелей и подходов к ним (далее - платных автомобильных дорог и дорожных объектов).
Законодательной основой для создания в Российской Федерации сети платных автомобильных дорог до утверждения Федерального закона "О платных автомобильных дорогах" является Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 года N 728 "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации". В этом Указе определены главные цели создания и развития сети платных автомобильных дорог в Российской Федерации: повышение качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог, обеспечение безопасности дорожного движения и получение дополнительных финансовых ресурсов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования. Одним из главных условий создания платной дороги является наличие бесплатного альтернативного проезда.