Действующий

О реализации Государственной концепции создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации

2.7. Принципы организации эксплуатации платных дорог


Платные автомобильные дороги должны иметь транспортно-эксплуатационные характеристики, которые стимулировали бы пользователя предпочесть платную дорогу бесплатному альтернативному маршруту. Шероховатость и ровность покрытия, применение методов ландшафтного и архитектурного проектирования должны способствовать максимальному снижению утомляемости водителей, обеспечивать безопасные высокоскоростные перевозки. Технические средства организации дорожного движения должны отвечать требованиям действующих стандартов. При этом следует применять наиболее современные конструкции и устройства, такие как светоотражающие направляющие устройства, ограждения, способные безопасно воспринимать воздействие автомобилей на высоких скоростях, противоослепляющие экраны и т.д. Необходимо предусматривать меры по предупреждению попадания людей и животных на проезжую часть платных дорог. Дорожные знаки должны обеспечивать хорошую видимость и четкость ориентации водителей при любых погодных условиях. В необходимых случаях по согласованию с органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России следует предусматривать размеры дорожных знаков и разметки превышающие установленные нормы. Для улучшения обслуживания пользователей необходимо рассматривать целесообразность устройства автоматизированных систем управления движением и средств информации, способствующих повышению безопасности дорожного движения.

Содержание платных дорог следует осуществлять силами специализированных организаций, подведомственных организации, принимающей дорогу в эксплуатацию на платной основе или действующей по договору подряда с ней. Уровень содержания, в том числе в зимний период, должен соответствовать действующим стандартам.

Платные автомобильные дороги следует обустраивать сооружениями, обслуживания участников движения, в т.ч. автозаправочными станциями, станциями технического обслуживания автомобилей, мотелями и кемпингами, пунктами питания и предприятиями придорожной торговли. Мощность сооружений обслуживания участников движения и расстояние между ними должны определяться в соответствии с технико-экономическими расчетами.

На платных дорогах необходимо устраивать специальную вызывную связь, которая позволяла бы пользователю связаться с организациями "скорой медицинской помощи", аварийной службы, милиции и т.д. На наиболее загруженных платных дорогах, а также при создании сетей платных дорог при соответствующем технико-экономическом обосновании целесообразно предусматривать создание специальных центров помощи пользователям дорог, которые обеспечивали бы все виды помощи, а также радио или компьютерные навигационные услуги. Оказание помощи должно осуществляться за соответствующую плату или входить в общую стоимость проезда по платной дороге.

Пункты сбора платы следует располагать в соответствии с экономическими расчетами с учетом удобства пользователей и требований по обеспечению безопасности дорожного движения. В зависимости от особенностей конкретных платных дорог и экономической целесообразности могут применяться:

- "открытая" или "барьерная" система сбора платы, когда пункты оплаты проезда устанавливаются через определенные промежутки на основной проезжей части. Этот способ особенно эффективен на автомагистралях с большим количеством транзитных автомобилей и в случаях, когда по местным условиям необходимо освободить от платы отдельные местные транспортные связи, которые осуществляются без пересечения пунктов оплаты проезда;

- "закрытая" система сбора платы, когда пункты оплаты проезда устанавливаются на въездах и выездах с дороги. Эта система позволяет осуществлять практически полный контроль за движением.

Сбор платы может осуществляться как ручным методом, так и с применением различных автоматических устройств, действующих с жетонами, магнитными карточками и т.д. На платных автомобильных дорогах с высокоинтенсивным движением предпочтение следует отдавать автоматизированным методам идентификации автомобилей, когда учет проезда или погашение проездного билета осуществляется без остановки автомобиля.