Недействующий

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060105 Медико-профилактическое дело (квалификация (степень) "специалист") (с изменениями на 31 мая 2011 года) (утратил силу с 19.02.2017 на основании приказа Минобрнауки России от 16.01.2017 N 21)

Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

Код
УЦ
ООП

Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения

Трудоем-
кость (зачетные единицы)

Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий

Коды формируе-
мых компетен-
ций

_______________

Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С4, С.5, включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

С.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

36,8-42,8

Базовая часть

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

35,25

Знать:

5,25

Философия, биоэтика

методы и приемы философского анализа проблем; формы и методы научного познания, их эволюцию;

основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса;

важнейшие вехи истории России, место и роль России в истории человечества и в современном мире; учение о здоровье человека и населения методы его сохранения; взаимоотношения

5,25

Правоведе-
ние, защита прав потребителей

ОК-1-8
ПК-1-5

"врач-пациент" и "врач-среда"; выдающихся деятелей медицины и здравоохранения, выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину;

3,75

Правовые основы деятельности врача

ПК-28-32

морально-этические нормы;
правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача; основные этические документы

2,25

История Отечества

отечественных и международных профессиональных медицинских ассоциаций и организаций;

2,25

История медицины

лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для

2,25

Культуроло-
гия

иностранного языка);

основную медицинскую и фармацевтическую терминологию на латинском языке;

5,25

Иностранный язык

основные направления психологии, общие и индивидуальные особенности человека, психологию личности и малых

4,5

Латинский язык

групп.

2,25

Психология, педагогика

Уметь:

грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную

3,0

Социология

ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;

ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях; защищать гражданские права врачей и пациентов, потребителей и предпринимателей;

использовать не менее 900 терминологических единиц и термино-
элементов; выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива.

Владеть:

навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического

3,0

Экономика

мышления, публичной речи, морально-
этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов;

принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

навыками чтения и письма на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов; навыками информирования пациентов различных возрастных групп в соответствии с требованиями правил "информированного согласия"; иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников.

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

3,8

С.2

Математический, естественнонаучный и медико-биологический цикл

79,8-85,8

Базовая часть

В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:

76,5

ПК-28-32

Знать:

математические методы решения интеллектуальных задач и их применение в медицине;

теоретические основы информатики; порядок сбора, хранения, поиска, обработки, преобразования,

3,75

Физика, математика

распространения информации в медицинских и биологических системах, использования информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении;

правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;

основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики воздействия физических факторов на организм; физические основы функционирования медицинской аппаратуры;

7,5

Информатика,
медицинская
информатика и статистика

химико-биологическую сущность процессов, происходящих в организме человека на молекулярном и клеточном уровнях;

4,5

Общая химия, биоорганичес-
кая химия

строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных

5,25

Биология, экология

мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме человека; классификацию и основные характеристики лекарственных средств,

5,25

Биологичес-
кая химия

фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств; побочные эффекты; общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных

9,75

Анатомия человека, Топографи-
ческая анатомия

средств;

общие закономерности происхождения и развития жизни;

6,0

Гистология,
эмбриология,
цитология

антропогенез и онтогенез человека;

законы генетики ее значение

7,5

Нормальная физиология

для медицины; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний;

6,75

Микробиоло-
гия, вирусология, иммунология

биосферу и экологию, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания;

классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической

6,75

Патологичес-
кая анатомия, секционный курс

диагностики; применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов;

6,75

Патологичес-
кая физиология

основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;

анатомо-физиологические, возрастно-
половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма человека;

6,75

Фармакология

понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии; функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах;

структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования, основные методы иммунодиагностики; методы оценки иммунного статуса, показания к применению иммунотропной терапии.

Уметь:

пользоваться учебной, научной, научно-
популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;


пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;

работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами);

проводить статистическую обработку экспериментальных данных;

анализировать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур у человека;

анализировать результаты рентгенологического обследования пациентов;

интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах человека; обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления, принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний; обосновать необходимость клинико-
иммунологического обследования больного;

анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения пациента; определить причину смерти и сформулировать патологоанатомический диагноз; заполнять медицинское свидетельство о смерти.

Владеть:

базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет;

медико-анатомическим понятийным аппаратом;

простейшими медицинскими инструментами (фонендоскоп, шпатель, неврологический молоточек);

информацией о принципах стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежание инфицирования врача и пациента; навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования; назначением лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических процессов.

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

9,25

С.З

Профессиональный цикл

195,0-201,0

Базовая часть
Медико-профилактические дисциплины

172,6
81,8

Знать:

Обществен-
ное

основные принципы и положения конституционного, гражданского, трудового, семейного,

6,0

здоровье и здравоохра-
нение

административного, уголовного права, права и обязанности врача и пациента;

основные показатели здоровья населения; критерии комплексной оценки состояния здоровья пациента;

3,75

Экономика здравоохра-
нения

основы организации медицинской помощи населению; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые в сфере здравоохранения,

3,75

Основы менеджмента

ПК-1-5
ПК-6-20

технического регулирования, обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей; теоретические и организационные основы

8,25

Общая гигиена,
социально-
гигиенический мониторинг

ПК-22-36

государственного санитарно-
эпидемиологического надзора и его обеспечения; основные официальные

3,0

Военная гигиена

документы, регламентирующие санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение населения; правовые основы в

3,75

Радиационная гигиена

области иммунопрофилактики, профилактики госпитальных инфекций; основы социального страхования и социального обеспечения;

15,0

Эпидемиоло-
гия, военная эпидемиоло-
гия

основные показатели деятельности различных учреждений системы здравоохранения;

9,75

Гигиена питания

основы планирования, финансирования и управления системы здравоохранения;

основы маркетинга и менеджмента в здравоохранении; основы управления

9,75

Коммуналь-
ная гигиена

качеством медицинской помощи;

основы взаимодействия человека и окружающей среды; принципы организации профилактических

9,0

Гигиена детей и подростков

мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм;

научные основы гигиенического нормирования вредных факторов;

методы гигиенических исследований объектов окружающей среды;

основные принципы построения здорового образа жизни;

показатели состояния среды обитания и здоровья населения в системе социально-гигиенического мониторинга;

методы установления причинно-
следственных связей между состоянием среды обитания и здоровьем населения; основы радиационной безопасности; действие ионизирующих излучений на здоровье человека;

9,75

Гигиена труда

биологические механизмы и клинику радиационных поражений человека; учение об эпидемическом процессе; эпидемиологический подход к изучению болезней человека; виды эпидемиологических исследований и их предназначение;

эпидемиологию инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, осуществление противоэпидемических мероприятий, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях мероприятия;

методы эпидемиологического обследования очага заболевания и методы эпидемиологического анализа;

эпидемиологию неинфекционных и генетически обусловленных заболеваний; эпидемиологию и профилактику внутрибольничных инфекций;

основы доказательной медицины; основные принципы и методику планирования профилактических и противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях;

цели, задачи, содержание и методы государственного санитарно-
эпидемиологического надзора на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социально-бытовой среды, в лечебно-профилактических учреждениях, на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, на производственных объектах, в учреждениях для детей и подростков;

нормативные, нормативно-технические, правовые и законодательные документы в пределах профессиональной деятельности;

основы и принципы организации рационального питания различных возрастных и профессиональных групп; гигиенические основы организации лечебно-профилактического питания;

санитарно-эпидемиологические требования к качеству и безопасности

пищевых продуктов и пищевого сырья;

принципы гигиенического нормирования химических, физических и биологических факторов среды обитания человека в условиях населенных мест;

гигиенические требования к качеству питьевой воды; санитарно-гигиенические требования к качеству воды водоемов, атмосферного воздуха, почвы;

принципы организации и содержание профилактических мероприятий по предупреждению или уменьшению степени неблагоприятного влияния на человека факторов среды обитания в условиях населенных мест;

современные подходы к изучению и оценке состояния здоровья, заболеваемости, физического и психического развития детей и подростков;

физиолого-гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях;

принципы гигиенического нормирования вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса; меры профилактики их вредного воздействия.

Уметь:

применять нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, технического регулирования, обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в своей профессиональной деятельности;

производить основные физические измерения, работать на медицинской аппаратуре;

самостоятельно формулировать выводы на основе поставленной цели исследования, полученных результатов и оценки погрешностей; прослеживать возможности использования результатов исследования и применения изучаемого вопроса в профилактике заболеваний и патологии; использовать компьютерные медико-технологические системы в процессе профессиональной

деятельности; использовать статистические и эвристические алгоритмы диагностики и управления лечением заболеваний, оценить их эффективность; проводить текстовую и графическую обработку документов с использованием стандартных программных средств; пользоваться набором средств сети Интернет для профессиональной деятельности;

давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур;

анализировать информацию, полученную с помощью методов светооптической и электронной микроскопии; оценивать уровни организации иммунной системы человека, отличить по маркерам основные клеточные элементы иммунной системы;

оценивать параметры деятельности систем организма;

проводить забор биологического материала от пациента для исследований;

проводить отбор проб от объектов среды обитания на различные виды исследований;

определить показатели и провести анализ влияния отдельных объектов и факторов окружающей среды и промышленного производства на человека или среду

провести микроскопическое исследование материала, его посев на питательные среды, определить морфологические, тинкториальные, культуральные, антигенные, генетические и биохимические свойства, провести серологическую и генетическую диагностику;

выявлять факторы риска основных заболеваний человека, проводить профилактические мероприятия при них; анализировать вопросы общей патологии и оценивать современные теоретические концепции и направления в медицине;

анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств; оценивать возможность использования лекарственных средств для терапии; самостоятельно работать с учебной,
научной и справочной литературой; делать обобщающие выводы.

Владеть:

навыками работы с нормативной, нормативно-технической, законодательной и правовой документацией в пределах профессиональной деятельности; методикой сбора социально-
гигиенической информации; информации о состоянии здоровья населения; статистической информации о деятельности врачей, подразделений лечебно-профилактических учреждений, медицинских учреждений в целом; методикой анализа деятельности ЛПУ различных типов;

методами органолептического исследования воды, пищевых продуктов, полимерных материалов; методикой сбора, обработки и анализа данных о факторах среды обитания и здоровье населения;

методами санитарно-гигиенического контроля, проведения санитарно-
гигиенического надзора и санитарной экспертизы водоснабжения, питания, размещения населения в чрезвычайных ситуациях и условий труда специалистов-спасателей;

разработкой мер по профилактике заболеваний, вызванных воздействием ионизирующих излучений и предупреждению загрязнения среды обитания радионуклидами;

методикой проведения ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа заболеваемости населения и эпидемиологического обследования очагов инфекционных заболеваний; алгоритмом эпидемиологического надзора за отдельными группами и нозологическими формами инфекционных болезней;

оценкой эффективности противоэпидемических мероприятий; методами эпидемиологической диагностики госпитальных инфекций, современными методами диагностики паразитарных заболеваний;

методами контроля качества питьевой воды, атмосферного воздуха, воды водоемов, почвы; методикой выбора источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения;

методами оценки качества состояния искусственной среды обитания человека; методикой контроля состояния здоровья детского и подросткового населения, условий жизни с разработкой практических мероприятий по их улучшению;

методами предупреждения воздействия вредных факторов производственной среды на организм человека; методикой изучения состояния здоровья работающих.

Клинические дисциплины

90,8

ПК-21

Знать:

план обследования больного;

основные симптомы заболеваний внутренних органов; этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний;

6,0

Пропедевтика
внутренних
болезней

современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных, их диагностические возможности;

применение информативных методов и вычислительной техники в диагностике, лечении и профилактике различных

6,75

Внутренние болезни, общая физиотера-
пия, эндокриноло-
гия

заболеваний;

принципы и методы проведения санитарно-просветительной работы среди населения по профилактике ряда заболеваний;

основы организации первичной медико-
социальной помощи, организационные модели: амбулаторно-поликлиническая и общая врачебная практика

6,0

Клиническая лабораторная диагностика

(семейная медицина); принципы диспансеризации населения, реабилитации больных и переболевших;

устройство и оборудование лечебных отделений больницы; организацию работы

3,75

Профессио-
нальные болезни, военно-
полевая терапия

младшего и среднего медицинского персонала, и роль их в профилактике внутрибольничных инфекций;

виды санитарной обработки больных;

2,25

Фтизиопуль-
монология

типы лихорадок; механизм действия физиопроцедур;

особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма; особенности наблюдения, ухода и профилактики различных осложнений у больных

6,0

Общая
хирургия,
оперативная
хирургия анестезиоло-
гия, урология

пожилого и старческого возраста; доврачебные неотложные состояния;

анатомо-физиологические, возрастные и половые особенности здорового и

2,25

Реаниматоло-
гия, интенсивная терапия

больного человека;

основные клинические симптомы и синдромы заболеваний внутренних

4,5

Хирургичес-
кие болезни

органов и механизм их возникновения;

критерии диагноза различных заболеваний; диагностические

2,25

Стоматология

возможности методов непосредственного исследования терапевтического больного; основные принципы оказания медицинской помощи при неотложных

2,25

Онкология, лучевая терапия

состояниях;

современные методы различных видов лабораторного анализа;

диагностическую информативность лабораторных симптомов и синдромов -

3,0

Травматоло-
гия, ортопедия, военно-
полевая хирургия

понятия специфичности, чувствительности тестов, прогностической значимости; перечень лабораторных методов с учетом организационной структуры учреждений здравоохранения;

6,75

Экстремаль-
ная медицина, безопасность жизнедея-
тельности

алгоритмы лабораторной диагностики различных заболеваний в клинике внутренних болезней, при хирургической и акушерско-гинекологической патологии

6,0

Акушерство, гинекология

особенности диагностики профессиональных и производственно обусловленных болезней; анализ действующих вредных производственных

3,75

Педиатрия

факторов на основании санитарно-
гигиенической характеристики условий труда; критерии диагностики острых профессиональных интоксикаций;

3,75

Лучевая диагностика (Радиология)

основы врачебно-трудовой экспертизы, первичной и вторичной профилактики, медико-социальной и трудовой реабилитации;

2,25

Лечебная
физкультура,
врачебный
контроль

основы деятельности медперсонала на всех этапах лечения хирургических больных; общие принципы клинического обследования хирургического больного; клинические проявления основных

5,25

Инфекцион-
ные болезни, паразитология

хирургических синдромов;

этиологию и меры профилактики наиболее часто встречающихся

4,5

Дерматовене-
рология

хирургических заболеваний; вопросы борьбы с внутрибольничной инфекцией в хирургическом стационаре;

4,5

Неврология,
медицинская
генетика

алгоритм базисной сердечно-легочной реанимации, способы искусственной вентиляции легких, технику непрямого массажа сердца, электрической

2,25

Психиатрия, наркология

дефибрилляции;

принципы профилактики осложнений сердечно-легочной реанимации;

2,25

Оторинола-
рингология

современные методы обследования стоматологических больных; вопросы этиологии и профилактики

2,25

Офтальмоло-
гия

стоматологических заболеваний, связь их с факторами внешней среды, профессиональными вредностями и несоблюдением здорового образа жизни; принципы организации и методы проведения неотложных врачебных мероприятий у пациентов с гнойно-
воспалительными заболеваниями и повреждениями челюстно-лицевой области;

принципы организации онкологической помощи населению России; современные классификации при основных локализациях злокачественных опухолей; патогенез развития и клиническую симптоматику наиболее частых злокачественных процессов; положения по формированию групп риска с целью раннего выявления опухолевых заболеваний;

2,25

Судебная медицина

принципы и методы проведения санитарно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни;

основы организации и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера мирного времени и в военное время; организацию и способы защиты от поражающих факторов оружия массового поражения, природных и техногенных катастроф; основы оказания различных видов медицинской помощи пораженному населению;

симптомы и синдромы основных заболеваний детского возраста;

методы профилактики детских заболеваний; принципы организации детских лечебно-профилактических учреждений и санитарно-
эпидемиологического режима в них и в родильных домах;

санитарно-гигиенические особенности организации работы с источниками ионизирующих и неионизирующих излучений в отделении лучевой диагностики;

принцип получения изображения при лучевых методах диагностики, диагностические возможности различных методов лучевой диагностики;

значение физических упражнений в условиях современной жизни; механизмы действия лечебной физкультуры; показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры; основные показания и противопоказания к санаторно-
курортному лечению;

классификацию и основные механизмы действия лечебных физических факторов; показания и противопоказания к назначению физиотерапии; основные показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению; социально-значимые вирусные инфекции: особенности эпидемического процесса в

современных условиях, методы диагностики, профилактики и лечения; возможности специфической и неспецифической профилактики основных инфекционных заболеваний;

значение дерматологии и венерологии для врачей-гигиенистов; вопросы этиологии, патогенеза и профилактики кожных заболеваний, связь их с факторами внешней среды, профессиональными вредностями и несоблюдением здорового образа жизни;

основные симптомы и синдромы поражения нервной системы; основные и дополнительные методы обследования неврологических больных; этиопатогенез, клинику, лечение основных нозологических форм и профессиональных заболеваний нервной системы; методы медицинской генетики, применяемые для оценки действия факторов окружающей среды, для охраны здоровья населения и популяционной профилактики болезней; основы фармакогенетики человека; основы экологической генетики человека, принципы генетико-гигиенического нормирования факторов окружающей среды;

организацию медико-генетической службы в России и ее взаимодействие с медико-профилактическими службами России;

основные психические проявления в норме и патологии; международную и отечественную классификацию психических расстройств; основные закономерности психологии больного человека, психологии медицинского работника, психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений; основные особенности психогигиены - общей и специальной;

систему организации производства судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации; основные способы и методы исследования объектов судебно-медицинской экспертизы.

Уметь:

провести обследование больного;

оценить полученные данные; сформулировать синдромальный диагноз и наметить план дополнительных методов исследования; заполнить историю болезни;

оценить результаты обследований пациента;

осуществлять контроль за показателями гемодинамики и дыхания;

осуществлять уход за больными с заболеваниями различных органов и систем и осуществлять профилактические мероприятия; констатировать биологическую смерть и уметь обращаться с трупом;

установить клинический диагноз наиболее распространенных заболеваний внутренних органов, протекающих в типичной форме, и обосновать этот диагноз;

решать вопросы экспертизы трудоспособности; оформить первичную и текущую документацию, составить план вторичной диспансеризации, оценить эффективность диспансерного наблюдения;

оказать первую помощь в экстренных случаях до приезда бригады скорой медицинской помощи; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке;

проводить мероприятия по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся в поликлинике заболеваний терапевтического профиля;

проявить комплексный подход к назначению лабораторных исследований, составить план обследования с учетом характеристик лабораторных тестов;

уметь интерпретировать результаты лабораторных исследований, в том числе с учетом преемственности амбулаторного, стационарного, лабораторного предоперационного обследования; анализировать санитарно-
гигиеническую характеристику условий труда; организовывать и проводить медицинские осмотры и профилактические мероприятия;

определять группы повышенного риска заболевания туберкулезом; проводить клиническое обследование больного туберкулезом легких; оценивать результаты стандартных лабораторных и рентгенологических методов исследования;

установить тип очага туберкулезной инфекции и организовать мероприятия по его оздоровлению;

осуществлять все необходимые мероприятия по уходу за хирургическими больными;

собрать и проанализировать информацию об онкологических больных в плане ее статистической обработки;

проводить санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в чрезвычайной ситуации;

применить методы прогнозирования и профилактики патологических состояний в акушерстве и гинекологии; оценить роль экологических и производственных факторов в патологии беременности, заболевании плода и новорожденных;

проанализировать социальные и экологические факторы, влияющие на здоровье детей; создать условия для гармоничного развития детей, организации здорового образа жизни;

уметь распознать метод лучевого исследования, определить лучевые признаки неотложных состояний;

провести комплексную оценку физического состояния, составить медицинское заключение и распределить на группы для занятий физкультурой; проводить врачебно-педагогические наблюдения и оценивать эффективность тренировочного процесса; диагностировать профдерматозы, выявить факторы, способствующие их возникновению, поставить эпикутанные кожные пробы и применить методы иммунологического исследования для подтверждения диагноза профессиональной этиологии;

обследовать больного на выявление наследственной патологии; использовать методы медицинской генетики для организации мониторинга за отдаленными последствиями экологических воздействий; проводить профилактические мероприятия, направленные на предупреждение наследственных и врожденных заболеваний, снижение частоты широко распространенных заболеваний мультифакториальной природы;

оказать первую помощь при психических расстройствах, возникающих в условиях боевых действий, стихийных бедствий и катастроф; применять навыки установления профессионального контакта, формировать доверительные отношения с больным; учитывать психологические особенности личности в процессе установления контакта; провести обследование лор-органов; оказать экстренную помощь при травмах, кровотечениях и острых заболеваниях лор-органов; наметить план профилактических мероприятий с учетом профессиональной патологии в оториноларингологии;

правильно интерпретировать данные специальных офтальмологических методов диагностики; оказывать первую врачебную помощь при острой офтальмопатологии, проводить профилактику глазной патологии, профессиональный отбор, трудовую экспертизу; применить правовые и медицинские аспекты констатации смерти человека, методики осмотра трупа на месте его обнаружения и выявления вещественных доказательств биологического происхождения, правила их изъятия, упаковки и направления для последующего экспертного исследования; провести судебно-
медицинское освидетельствование живых лиц; трактовать результаты лабораторных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы.

Владеть:

методами общеклинического обследования (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, определение свойств артериального пульса, измерение артериального давления);

навыками общения, относящимися к основным навыкам клинической компетентности, пациент-
центрированными навыками общения, улучшающими статус здоровья пациентов и увеличивающими эффективность помощи, сокращая диагностические тесты и направления;

интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики; алгоритмом развернутого клинического диагноз; алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением к соответствующему врачу-специалисту; алгоритмом выполнения основных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях; этическими и деонтологическими аспектами врачебной деятельности;

техникой проведения санитарно-
профилактической обработки лечебных и диагностических помещений лечебных учреждений; техникой сбора биологического материала для лабораторных исследований; техникой ухода за больными с заболеваниями различных органов и систем; особенностями ухода за тяжелобольными и агонирующими больными;

методами получения биологического материала для исследования - получение венозной крови, мочи при катетеризации мочевого пузыря, мазков из зева, полостных жидкостей, выпотов; методами прикроватной диагностики (определение глюкозы, использование мочевых полосок) с использованием "сухой химии";

методами распознавания профессиональных болезней, их лечения и профилактики;

основными лабораторными и инструментальными диагностическими методами, применяемыми в диагностике профессиональных болезней и при проведении профилактических медицинских осмотров; техникой оказания неотложной помощи при острых профессиональных отравлениях;

методикой организации и проведения санитарно-просветительной работы среди работающих в контакте с вредными профессиональными факторами;

методами обследования пациента с целью диагностики туберкулеза; методикой выявления лиц, первично инфицированных микобактериями туберкулеза по результатам пробы манту; методикой отбора лиц для ревакцинации с учетом результатов массовой туберкулинодиагностики; методикой оценки эпидемиологической ситуации с туберкулезом по основным эпидемиологическим показателям; методикой проведения типовых медицинских диагностических и лечебных процедур; алгоритмом подготовки больного к проведению инструментальных методов обследования и операции;

методами диагностики острых хирургических заболеваний и неотложной помощи при них; определением наличия: перелома и вывиха, свободного газа в брюшной полости, гидро- и пневмоторакса на рентгенограмме; методами временной остановки наружных кровотечений;

методикой проведения комплексной сердечно-легочной и мозговой реанимации, оказания первой помощи при обструкции верхних дыхательных путей;

методикой обследования челюстно-
лицевой области и полости рта; оказанием первой помощи при ургентных состояниях в челюстно-лицевой области; способами оказания урологической помощи на догоспитальном этапе; методикой организации и проведения

санитарно-просветительной работы, направленной на предупреждение урологических заболеваний;

методами общего клинического обследования пациентов с подозрением на злокачественный процесс; методиками забора материала для цитологического исследования (мазки-отпечатки, соскоб, пункционная биопсия);

принципами проведения санитарно-
просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни;

методикой немедленного устранения жизнеопасных нарушений при травмах (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца); методикой оказания первой медицинской помощи при травмах (транспортная иммобилизация, наложение повязок на рану);

оказанием первой врачебной помощи пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях; методами гигиенической оценки радиационной, химической и бактериологической обстановки; методами оказания первой врачебной помощи пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайной ситуации; алгоритмом назначения основных методов и методик физиотерапии с целью профилактики, лечения и реабилитации наиболее распространенных заболеваний; критериями диагностики профессиональных заболеваний кожи; построением алгоритма лучевых исследований при неотложных состояниях;

методикой сбора анамнеза у неврологического больного, методикой исследования неврологического статуса и постановки предварительного клинического диагноза; составлением плана обследования неврологического больного при профессиональных заболеваниях нервной системы;

навыками чтения результатов цитогенетического исследования, оценки и трактовки результатов современных методов генетического тестирования;

методикой экспертного анализа обстоятельств происшествия и медицинских документов; описанием морфологических изменений и повреждений, ориентировочного решения вопроса о прижизненном (посмертном) их образовании, давности, последовательности и механизмах формирования; формулированием судебно-медицинского диагноза и составления выводов (заключения) эксперта.

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

28,5

С.4

Физическая культура

Знать:

2,0

принципы здорового образа жизни и физиологическую роль физической культуры в профилактике и реабилитации.

Уметь:

применять методы физической культуры для улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия.

С.5

Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа

Учебная практика:

6,0

Знать:

виды санитарной обработки больных, типы лихорадок; особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма.

3,0

Уход за
больными
терапевтичес-
кого профиля

Уметь:

произвести санитарную обработку больного при поступлении в стационар и в период пребывания в стационаре, смену нательного и постельного белья больного, обработать пролежни; осуществлять уход за больными различного возраста, страдающими заболеваниями различных органов и систем, транспортировку больных; измерять температуру тела, суточный диурез, собирать у них биологический материал для лабораторных исследований, проводить антропометрию, ставить различные виды клизм, проводить кормление больных;

3,0

Уход за больными хирургическо-
го профиля

осуществить дезинфекцию и предстери-
лизационную подготовку медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными.

Владеть:

навыками ухода за больными с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания; владеть навыками ухода за тяжелобольными и агонирующими больными;

Производственная практика:

30,0

Знать:

основы работы младшего медицинского персонала и выполнение манипуляций по уходу за больными; основы работы и выполнения манипуляций палатной медицинской сестры; основы работы процедурной медицинской сестры и выполнения манипуляций и процедурсреднего медицинского персонала; основы работы фельдшера скорой и неотложной помощи, фельдшерско-акушерского пункта (ФАП); основы работы лаборанта клинических лабораторий ЛПУ и лабораторий лечебно-профилактических учреждений и лабораторий учреждений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора; в стационаре основы работы врача терапевтического, хирургического и акушерско-гинекологического профиля; основы работы врача учреждения, осуществляющего свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора и органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка; формы отчетной документации; порядок выписки, хранения, учета и назначения медикаментов (особо: сильнодействующих, наркотических, дорогостоящих); организацию и проведение противоэпидемической работы;

6,0




3,0





3,0

Помощник
палатной и
процедурной
медсестры

Помощник
фельдшера
скорой и
неотложной
помощи

Помощник
лаборанта
клинических
лабораторий
лечебно-
профилакти-
ческих учреждений и лабораторий учреждений, осуществля-
ющих свою деятельность в целях обеспечения государствен-
ного санитарно-
эпидемиоло-
гического надзора

Уметь:

6,0

Помощник врача

обследовать больных с наиболее частыми терапевтическими, хирургическими и акушерско-
гинекологическими заболеваниями; оценивать данные осмотра и опроса больного, формулировать

лечебно-
профилакти-
ческого учреждения

предварительный диагноз, составлять план обследования; давать ближайший и отдаленный прогноз, рекомендации для амбулаторного лечения; проводить лечение больных под руководством врача; правильно оформлять медицинскую документацию; выявлять факторы риска образа жизни и среды обитания и оценивать их влияние на здоровье населения; составлять планы и проводить санитарно-
эпидемиологический надзор; организовать мероприятия по обеспечению санитарно-
эпидемиологического благополучия населения; осуществлять гигиеническое воспитание; населения с целью формирования здорового образа жизни; анализировать результаты лабораторных исследований.

6,0

Помощник
врача-
специалиста учреждения, осуществляю-
ющего деятельность в целях обеспечения государствен-
ного санитарно-
эпидемиоло-
гического надзора, и специалиста
органа, осуществля-
ющего функции по контролю

Владеть:

и надзору в сфере

основами делопроизводства, анализа результатов деятельности учреждений навыками по оказанию лечебно-
профилактической помощи основной массе населения в условиях поликлиники; навыками по формированию клинического мышления по ранней диагностике наиболее часто встречающихся заболеваний с учетом особенностей их течения, лечения, профилактики, диспансеризации, экспертизы трудоспособности; навыками по оказанию неотложной помощи на догоспитальном этапе при острых заболеваниях и ургентных состояниях; навыками по проведению государственного санитарно-
эпидемиологического надзора.

обеспечения санитарно-
эпидемиоло-
гического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребитель-
ского рынка

Научно-исследовательская работа

6,0

С.6

Итоговая государственная аттестация

4,5

Государствен-
ный экзамен

Общая трудоемкость основной образовательной программы

360