Приоритетами социального развития Сибири на ближайшее десятилетие должны стать оптимизация системы расселения, повышение уровня и качества жизни населения, интенсивное развитие человеческого потенциала. Обеспечению оптимизации системы расселения, привлечения и закрепления населения в регионе в рамках реализации Стратегии будет способствовать реализация следующих направлений социальной и демографической политики:
интенсивное развитие социокультурной сферы городов и поселений Сибири;
формирование открытого рынка спроса на квалифицированные, высокооплачиваемые трудовые ресурсы;
увеличение инвестиций в человеческий капитал, содействие мобильности трудовых ресурсов;
создание необходимой территориально связующей инфраструктуры;
формирование как общих, так и адресных мер привлечения и закрепления населения на постоянное место жительства в регионах Сибири.
Социальное развитие Сибири и формирование комфортной среды обитания человека как стратегический приоритет обеспечения национальной безопасности страны
Значимость Сибири для обеспечения устойчивого развития экономики, сохранения территориальной целостности страны выводит ускоренное социальное развитие сибирских регионов в разряд стратегических приоритетов обеспечения национальной безопасности России.
Получение быстрых позитивных результатов в социальном развитии Сибири затрудняет наличие ряда социальных проблем, которые не были решены в предыдущие годы:
низкий уровень оплаты труда и доходов населения, не обеспечивающий достойного уровня жизни значительной части населения;
наличие социально депрессивных территорий, что обусловливает высокую социально-экономическую неоднородность регионов Сибири;
низкий уровень развития социальной инфраструктуры, включая доступность жилья, социальных услуг, комфортность проживания;
несбалансированность рынка труда и его высокая напряженность, особенно в сельской местности, нарастающий дефицит квалифицированных кадров;
территориальная оторванность от рекреационных зон и культурных центров страны, не компенсируемая социальными субсидиями и льготами, что наряду с другими факторами приводит к формированию социального неравенства и непривлекательного имиджа сибирских территорий.
Механизмами и инструментами преодоления социальных проблем и ускоренного социального развития Сибири являются:
интенсивное развитие инновационного сектора экономики "несырьевых" регионов Сибири как способ преодоления зависимости социального благополучия территории от наличия природных ресурсов. Основными приоритетами развития "несырьевых" регионов Южного пояса развития все десятилетие будут оставаться инновации в информатике, нефте-, газо- и углехимии, цветной и черной металлургии, энергетике и энергосбережении, машиностроительном комплексе, ориентированном на машины и технологии для разведки, добычи, транспортировки и переработки полезных ископаемых, агропромышленном, строительном комплексах, лесоперерабатывающей промышленности, биотехнологическом, фармацевтическом производстве, производстве медицинской техники и в развитии технологий. Итогом развития инновационного сектора экономики Сибири к 2020 году должно быть не только увеличение его доли в валовом внутреннем продукте страны, но и интеграция инновационных предприятий сибирских "несырьевых" малобюджетных регионов в производство и экономику добывающего высокодоходного комплекса на всех этапах его функционирования. Это позволит создать систему долгосрочных соглашений, обеспечивающих сибирские предприятия устойчивыми заказами, увеличить количество высокооплачиваемых рабочих мест и мотивированность населения к повышению своей конкурентоспособности на рынке труда как в целом, так и в инновационном сегменте;
формирование новой жилищной модели как действенного механизма повышения комфортности проживания в регионах Сибири, привлечения квалифицированной рабочей силы по приоритетным направлениям развития экономики и освоения новых территорий. К 2020 году в Арктическом и Северном поясах развития, отличающихся неблагоприятными климатическими условиями, необходимо завершить реализацию жилищной модели, включающей в себя жилье для работников вахтового метода. В Северном поясе развития с благоприятными климатическими условиями формирование новой жилищной модели должно сопровождаться удержанием и привлечением экономически активного населения с одновременным переселением неработающих жителей городов и городских поселений в районы Южного пояса развития. В Южном поясе развития необходимо сформировать жилищную модель, включающую в себя секторы жилья, обеспечивающие комфортное проживание. До 2020 года в Южном поясе развития приоритетом будет пользоваться в основном строительство социального и доступного комфортного жилья для молодых семей, семей молодых специалистов, семей вахтовиков, для переселенцев из северных территорий, а также для переселенцев из неблагоустроенного и ветхого муниципального жилья;
формирование и реализация новых подходов к развитию социальной инфраструктуры.
Реализация целей и приоритетов Стратегии потребует реализации особых подходов к развитию социальной инфраструктуры, основными составляющими которой являются учреждения образования, здравоохранения, культуры, искусства, физкультуры, спорта, социального обслуживания, связи, распространения информации, коммунального хозяйства.
Стартовые условия реализации социального блока Стратегии состоят в следующем:
за годы реформ резко уменьшились инвестиции в социальную сферу, что привело к сужению воспроизводства материальной базы, износу основных фондов социальной инфраструктуры, а иногда и к их разрушению (особенно в малых городских и сельских поселениях);
в условиях социально-экономического кризиса в силу острой дефицитности бюджетов большинства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Сибири получили дальнейшее развитие негативные тенденции периода реформ. Финансирование функционирования социальной инфраструктуры в 2010-2011 годах будет оставаться крайне напряженным;
существующая сеть объектов социальной инфраструктуры в сибирских регионах не в полной мере соответствует размещению производительных сил и расселению населения и требует в связи с этим системной модернизации;
имеет место низкое качество предоставления услуг социальной инфраструктуры (низкий уровень благоустройства, оснащенности объектов), их отставание от требований населения и стандартов, обеспечивающих привлекательность Сибири как места постоянного жительства;
почти во всех субъектах Сибири имеет место недостаточность нормативной правовой базы для оценки состояния и регулирования развития социальной инфраструктуры;
обеспеченность населения Сибири услугами отрасли образования невысока. Охват детей дошкольными учреждениями в 2008 году составил только 54,2 процента от их численности (предпоследнее место в Российской Федерации);
количество библиотек и объем библиотечных фондов сокращаются. Низкими остаются темпы их обновления. Значительно сократилось число учреждений культурно-досугового типа на селе, количество детских школ искусств. Более четверти помещений музеев и клубных учреждений, более трети помещений концертных организаций Сибири находятся в аварийном состоянии.
Ввиду отдаленности и труднодоступности многих населенных пунктов Сибири особенно остро недостаток услуг учреждений культуры ощущают жители малых городов и сельских территорий.