Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

Развитие инновационной системы

Решение основных задач Стратегии требует совершенствования системы разработки, апробирования и внедрения в производство инновационных решений, их научного обеспечения и сопровождения. Ближайшие годы будут периодом усиления глобальной конкуренции, прежде всего, в сфере внедрения технических и технологических изменений и совершенствования человеческого капитала. Перед экономикой Сибири в вопросах развития инновационной системы стоят следующие вопросы:

новая волна технологических изменений в мире, которая может усилить разрыв в технологическом и техническом уровне между отечественными производителями и зарубежными конкурентами;

рост конкуренции за высококвалифицированные кадры и высокая мобильность трудовых ресурсов, которые способствуют оттоку высококвалифицированных и образованных кадров из Сибири.

Основой развития инновационной сферы Сибири в 2010-2020 годах будет система научных центров и академгородков, наукоградов Кольцово и Бийск, вузовских и отраслевых научных и научно-исследовательских институтов. На них будут возложены помимо проведения фундаментальных исследований:

разработка и реализация пилотных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

подготовка высококвалифицированных кадров;

генерация малых предприятий в сфере высокотехнологического наукоемкого бизнеса;

организация научно-внедренческих центров, технопарков и бизнес-инкубаторов.

Наряду с укреплением существующих научных центров в гг.Новосибирске, Красноярске, Томске, Иркутске и Улан-Удэ должны быть созданы и получить дальнейшее развитие несколько новых крупных научно-образовательных и научно-производственных центров, включающих национальные исследовательские университеты (гг.Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новосибирск и Томск), особую экономическую зону технико-внедренческого типа (г.Томск), национальный центр горнодобывающей промышленности (г.Кемерово), национальный центр горной и металлургической промышленности (г.Новокузнецк), региональный промышленный парк (г.Омск), сеть региональных инновационных технопарков (гг.Иркутск, Кемерово и Новосибирск), наукоградов (гг.Бийск и Кольцово) и центров Сибирского агротехнопарка, которые станут одними из основных системообразующих звеньев новой инновационной системы Сибири.

В 2010-2020 годах в Сибири будет развиваться инновационная система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных организаций, занятых производством и (или) коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, которые обеспечат взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций во всех сферах экономики и общественной жизни.

Целевые индикаторы развития инновационной системы Сибири приведены в приложении N 2.

Высокотехнологичный базис сибирской экономики будет образован инновационно-технологическими комплексами, сформированными в том числе на основе таких системообразующих элементов, как технопарки, созданные:

на базе предприятий оборонно-промышленного комплекса в гг.Ангарске, Иркутске, Омске, Бийске, Новосибирске, Красноярске и Улан-Удэ;

на базе крупных предприятий и закрытых территориальных образований в муниципальных образованиях (гг.Железногорск, Бийск, Бердск, Кольцово, Северск и другие города);

вокруг крупных научно-образовательных центров в гг.Новосибирске (специализирующихся на приборостроении, силовой электроники, инфокоммуникационных, био- и медицинских технологиях), Томске (специализирующихся на информационных, телекоммуникационных, нано- и биотехнологиях), Иркутске (специализирующихся на нанотехнологиях) и Красноярске (специализирующихся на солнечной энергетике, космических и наземных системах связи и навигации);

на базе крупных природных и рекреационных ресурсов в Алтайском крае (агропромышленный, туристско-оздоровительный и биофармацевтический комплексы), в Красноярском крае и Иркутской области (нефтегазодобывающие, нефтегазохимические, лесные комплексы), Кемеровской области (угольный, металлургический и углехимический комплексы), Омской области (биотехнологический, нефтехимический и лесоперерабатывающий комплексы) и других регионах.

В рамках формирования инновационной системы представляется необходимым стимулирование инициативного создания территориально-производственных комплексов как совокупности предприятий в регионах, крупных и средних городах (в строительстве, пищевой и легкой промышленности), а также инновационного предпринимательства, в том числе за счет развития интеграции и кооперации компаний малого инновационного бизнеса с крупными производственными предприятиями и научно-образовательными комплексами.

Инновационная сфера экономики Сибири включает систему науки и образования и высокотехнологичный сектор экономики.

Активное развитие науки в Сибири началось 50 лет назад. В секторе исследований и разработок в 2008 году было занято 54,4 тыс. человек (наибольшая концентрация персонала, занятого исследованиями и разработками, отмечается в Новосибирской и Томской областях - более 7 человек в расчете на 1000 человек населения). Научный потенциал сосредоточен преимущественно в академических институтах, работающих в области физико-математических, технических, химических наук, наук о жизни и о Земле, а также гуманитарных и экономических наук.

Сибирь, как и Россия в целом, значительно отстает по показателям качества, возрастной структуры ученых, финансирования и результативности научной деятельности от мировых лидеров в этой сфере при сопоставимых количественных показателях занятости в науке.

По количественным параметрам сферы образования (количество вузов и численность студентов) Сибирь занимает 4 место среди федеральных округов. В рейтинг 500 лучших вузов мира входят 8 сибирских университетов, но они занимают места в четвертой сотне. Доступ к современным образовательным и научным порталам сети Интернет имеют 33-40 процентов вузов и научно-исследовательских институтов.

Экономика Сибири многоукладна. Традиционные отрасли основаны на устаревших технологиях.

Инновационные процессы в реальном секторе экономики Сибири (инновационная активность предприятий, выпуск новой продукции и количество использованных новых производственных технологий, технологический обмен) развиваются медленнее, чем в Российской Федерации в целом.

Кризисные явления в различной степени затронули все составляющие инновационной системы Сибири. В относительно меньшей степени кризис повлиял на сферы науки и образования, замедлилось развитие инновационной инфраструктуры (увеличились сроки реализации инфраструктурных проектов), в наибольшей степени негативные последствия кризиса проявились в сфере высокотехнологичного бизнеса. Кроме того, инновационный бизнес столкнулся с сокращением спроса со стороны российских предприятий - потребителей инновационной продукции на фоне резкого ухудшения условий финансирования.

Наибольшему спаду оказались подвержены те отрасли обрабатывающей промышленности, для которых характерны более сложная продукция, высокая наукоемкость, более капиталоемкие технологические уклады - производство машин и оборудования, в том числе электрических машин и электрического оборудования, электронного и оптического оборудования, производство аппаратуры для радио, телевидения и связи, а также производство транспортных средств и оборудования.

Развитие инновационной сферы Сибири предусматривается осуществить в 3 этапа.

Задачей развития инновационной сферы на первом этапе (2010-2011 годы) является завершение процесса формирования региональных элементов инновационной инфраструктуры (офисов коммерциализации разработок, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, научно-технологических парков и др.) и инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, а также дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы в сфере инновационной деятельности.

На этом этапе необходимо завершить отбор имеющихся инновационных проектов, стимулировать в условиях спада производства внедрение инноваций в сфере ресурсосберегающих технологий и начать формирование региональных пилотных проектов. Так, должен получить развитие проект "Развитие коллаген-хитозановых нанокомплексов" в г.Железногорске. Особое внимание на этом этапе также будет уделено инновационным проектам в социальной сфере.

Ужесточение требований к проектам приведет к концентрации усилий на таких перспективных, прорывных и конкурентоспособных направлениях, поддерживаемых государством, как приоритетные фундаментальные исследования, строительство технопарков и технико-внедренческих зон, развитие инфраструктуры, создание единой межрегиональной системы информационного обеспечения процессов разработки и коммерциализации технологий и др.