Недействующий

О таможенном регулировании в Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"



Проект федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в связи с принятием Таможенного кодекса таможенного союза, который является неотъемлемой частью Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, подписанного 27 ноября 2009 года главами государств Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Таможенный кодекс таможенного союза вступает в силу с 1 июля 2010 года.

Согласно Таможенному кодексу таможенного союза регулирование отдельных правоотношений, а также установление дополнительных условий, требований или особенностей нормативного правового регулирования должно определяться на уровне национального законодательства государств - членов таможенного союза.

В законопроекте закреплены основные принципы перемещения товаров при их ввозе в Российскую Федерацию, вывозе из Российской Федерации и перевозке по территории Российской Федерации под таможенным контролем, правила определения страны происхождения товара, порядок применения таможенных процедур в условиях функционирования таможенного союза.

Целью законопроекта является:

1) обеспечение выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, решений органов таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела;

2) обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами;

3) совершенствование государственного управления в сфере таможенного дела;

4) обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации;

5) создание условий для развития внешнеэкономической деятельности, инфраструктуры в сфере таможенного дела.

В основу законопроекта заложены следующие концептуальные подходы:

- неувеличение административной нагрузки на бизнес по сравнению с действующими нормами Таможенного кодекса Российской Федерации;

- российское таможенное регулирование не должно быть более обременительным для бизнеса, чем регулирование в Республике Беларусь и Республике Казахстан;

- упрощение таможенных операций для высокотехнологичных и инновационных товаров;

- возможность дальнейшего совершенствования таможенного регулирования;

- предоставление Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации возможности введения мер таможенного регулирования для противодействия возможным негативным проявлениям при формировании таможенного союза.

Положения законопроекта направлены на создание благоприятных условий ведения внешнеэкономической деятельности.

Упрощенные процедуры при экспорте товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, импорте высокотехнологичного оборудования и других товаров для развития производства в России предельно точно установлены непосредственно законом с минимальными отсылочными нормами к подзаконным и ведомственным актам.

Упрощенные, льготные процедуры для уполномоченного экономического оператора установлены таким образом, что российские предприятия, использующие иностранные компоненты для производства, могли нести минимальные административные издержки (завершение процедуры доставки у уполномоченного экономического оператора, выпуск товара до подачи декларации).

Упрощен порядок международного обмена научными и коммерческими образцами, ввоза запасных частей для ремонта транспортных средств иностранного производства.

Издание подзаконных актов по вопросам, существенно затрагивающим права и интересы участников ВЭД, возложено на Правительство Российской Федерации. Ведомственные подзаконные акты по вопросам, затрагивающим компетенцию других органов государственной власти, предусмотрено принимать только по согласованию с такими органами государственной власти. Если ведомственные акты могут влиять на условия предпринимательской деятельности необходимо согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере внешнеэкономической деятельности.

Переходные положения законопроекта призваны нивелировать возможные негативные эффекты при введении нового правового регулирования в области таможенного дела.

Принятие законопроекта потребует внесения изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Принятие федерального закона не вызовет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.